Игровая индустрия, сильно выросшая за пандемийный 2020 год, продолжила расти. Даже несмотря на эффект высокой базы и послабления коронавирусных ограничений.
С точки зрения бизнеса 2021 год можно охарактеризовать двумя аббревиатурами: M&A и NFT. За ними кроется очень много всего, что произошло в 2021 году.
Общая сумма M&A-сделок в 2021 году составила 71,3 млрд долларов. Увеличился объем и частных сделок, и публичных выходов на биржу. В инвестиционных гонках принимали участие как самые крупные игроки (Microsoft, Sony), так и команды поменьше. Общий тренд к консолидации налицо. И в 2021 году мы еще не знали, что в первых числах января Microsoft купит Activision Blizzard, а Take-Two приобретет Zynga.
№ | Страна | Объем рынка, млн. USD | Распространенность интернета (%) | Количество геймеров, млн. человек | Количество мобильных геймеров, млн. человек | EF EPI (индекс владения английским) |
1 | Китай | 46000 | 65.2% | 685 | 318000 | 51.3 (Moderate) |
2 | США | 40500 | 90% | 191 | 15100 | Native |
3 | Япония | 22100 | 93% | 75.6 | 13700 | 46.8 (Low) |
4 | Южная Корея | 7550 | 97% | 33 | 4280 | 52.9 (Moderate) |
5 | Германия | 5870 | 94% | 46.1 | 1540 | 61.6 (Very high) |
6 | Великобритания | 5310 | 96% | 37.7 | 1620 | Native |
7 | Франция | 4130 | 91% | 38.1 | 924 | 55.1 (High) |
8 | Канада | 3690 | 94% | 21 | 1370 | Native |
9 | Италия | 3290 | 83.7% | 36.5 | 758 | 53.5 (Moderate) |
10 | Бразилия | 2330 | 75% | 92.4 | 1090 | 49.7 (Low) |
11 | Испания | 2330 | 91% | 29.7 | 419 | 54 (Moderate) |
12 | Австралия | 2320 | 89% | 13.1 | 1120 | Native |
13 | Индия | 2250 | 45% | 357 | 2110 | 51.5 (Moderate) |
14 | Россия | 1960 | 85% | 80 | 841 | 51.1 (Moderate) |
15 | Индонезия | 1920 | 73.7% | 116 | 1530 | 46.6 (Low) |
16 | Тайвань | 1480 | 90% | 16.6 | 767 | Low |
17 | Турция | 1220 | 77.7% | 43.2 | 634 | 47.8 (Low) |
18 | Тайланд | 1040 | 69.5% | 34 | 771 | 41.9 (Very low) |
19 | Саудовская Аравия | 972 | 95.7% | 24.2 | 540 | 40.4 (Very low) |
20 | Малайзия | 968 | 84.2% | 20.4 | 641 | 56.2 (High) |
21 | Филиппины | 844 | 67% | 55.5 | 622 | 59.2 (High) |
22 | Польша | 828 | 84.5% | 20.6 | 326 | 59.7 (High) |
23 | Вьетнам | 665 | 70.3% | 54.8 | 479 | 48.6 (Low) |
24 | Гонконг | 623 | 92% | 5.02 | 365 | 54.5 (Moderate) |
25 | Иран | 603 | 70% | 39.5 | 366 | 50.1 (Moderate) |
26 | Сингапур | 464 | 90% | 3.96 | 297 | 63.5 (Very high) |
27 | ОАЭ | 385 | 99% | 6.97 | 246 | 48 (Low) |
28 | Южная Африка | 307 | 64% | 23.9 | 274 | 60.6 (Very high) |
29 | Нигерия | 179 | 50% | 46.5 | 163 | 56 (High) |
Популярность NFT, блокчейна и метаверса в игровой индустрии стартовала где-то со второй половины 2021 года. Помогли этому Meta (признана экстримистской организацией в РФ), интерес современных инвесторов к хайпу, а также успехи Axie Infinity. В результате сейчас не обходится ни дня без того, чтобы какая-нибудь малоизвестная студия не привлекла несколько миллионов долларов для создания «метаверса с лошадьми». Конечно, большая часть таких стартапов умрет. А может быть, мы видим зарождение нового направления в индустрии.
В любом случае нам приятно, что классическая игровая индустрия продолжает чувствовать себя прекрасно. Консоли бьют рекорды по продажам, несмотря на проблемы с полупроводниками. Случился ряд громких релизов на мобильных устройствах, например Harry Potter: Magic Awakened и Pokémon UNITE. А продукты, вышедшие до этого, били новые рекорды — вспомним PUBG.
Поэтому игры были, есть. И игры будут. Как будет меняться рынок в ближайшие годы, сказать сложно, но вот ряд вероятных тезисов:
1. Классический гейминг умирать не будет. Блокчейн-пионеры пророчат смерть классическим Premium и F2P-моделям, но этого не случится. По крайней мере, в ближайшие лет десять.
2. NFT и блокчейн пройдут проверку рынком. Важно понимать, что ничего принципиально нового технологии не дают. Они лишь предоставляют инструменты получения или валидации информации. Если это будет полезно, в игровой индустрии просто появится больше опций.
3. Каждый продукт с большой пользовательской базой станет метаверсом. Как сейчас ими стали Fortnite, Minecraft или Roblox.
4. Рынок продолжит консолидироваться. А государство будет бороться с монополизацией.
5. На рекламном рынке будет все сложнее работать. Количество регуляций возрастет, эффективность снизится. Придется совмещать инструменты performance-маркетинга с PR.
6. Разработка игр подорожает. Количество крупных продуктов будет уменьшаться, зато объем их поддержки — увеличиваться.
7. Игры станут важной частью культуры. Их культурное, экономическое и даже политическое влияние будет увеличиваться.