Игровой рынок Юго-Восточной Азии

Игровой рынок Юго-Восточной Азии

Юго-Восточная Азия — регион, охватывающий континентальные и островные территории между Китаем, Индией и Австралией. Включает полуостров Индокитай и Малайский архипелаг, часть Азиатско-Тихоокеанского региона.

Включает 11 стран. В континентальной части расположены Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Мьянма, Таиланд, Малайзия, а в островной — Бруней, Восточный Тимор, Индонезия, Сингапур, Филиппины.

Игровой рынок в Юго-Восточной Азии имеет значительный потенциал. По данным Statista, в 2021 году его объем составил 4,75 млрд USD. При этом в 2022 году он должен вырасти до 5,33 млрд USD, а к 2026 — до 7,14 млрд USD. Для справки: в 2019 году Newzoo оценивал рынок в 4,4 млрд USD, что на 16% больше, чем в предыдущем году. Самая большая доля приходилась на Индонезию, выручка которой в 2020 году составила 1,6 млрд USD (и 1,83 млрд — в 2021 году). Ожидается, что в 2020—2025 годах совокупный годовой темп роста видеоигр в регионе (CAGR) составит 8,5%.

Общая характеристика рынка

  • Наблюдается переход от доминирования AAA-разработчиков (таких как Square Enix и Activision) к независимым инди-компаниям (таким как Toge Productions и Mason Games), которые продвигают свои игры через онлайн-сервисы (Steam, Google Play и App Store).
  • Рынок мобильных игр опережает рынок ПК и консолей. В 2019 году в Юго-Восточной Азии на мобильные игры приходилось около 70% доходов отрасли, в то время как видеоигры принесли 23%. Это связано с тем, что, в отличие от игр для консолей, мобильные игры не требуют онлайн-подписки для доступа к многопользовательскому режиму. Тенденция к развитию бесплатных гиперказуальных игр будет способствовать дальнейшему росту рынка мобильных игр в Юго-Восточной Азии.

  • Еще одним фактором роста являются иностранные инвестиции, поскольку гиганты видеоигр открывают филиалы в регионе. Японская компания Sony, например, открыла PlayStation Studios Malaysia как часть PlayStation Studios. У китайской miHoYo, базирующейся в Шанхае, есть сингапурское подразделение Cognosphere, которое в настоящее время является издателем видеоигры Genshin Impact.
  • Но что действительно привлекает инвестиции и стимулирует рост игрового рынка в регионе, так это киберспорт — быстрорастущий сектор, который приносит значительные доходы. В отчете Tencent прогнозируется, что выручка от киберспорта достигнет ошеломляющих 72,5 млн USD в 2024 году, что представляет собой среднегодовой темп роста в 20,8% и почти вдвое превышает глобальные темпы роста (11,1%). Ожидается, что число зрителей киберспорта на потоковых платформах, таких как Twitch и YouTube, увеличит приток инвестиций в игровую индустрию региона.
  • Еще одним трендом являются NFT (невзаимозаменяемые токены, т. е. уникальные единицы информации, хранящиеся в блокчейне). Игровые компании включают NFT в видеоигры. Реализация NFT в видеоиграх приводит к созданию базы игроков, приверженных модели P2E («играй, чтобы заработать»), а это означает, что игры становятся способом заработка. В Юго-Восточной Азии NFT в видеоиграх также набирают обороты после выпуска основанной на NFT онлайн-игры Axie Infinity. Она была разработана во Вьетнаме и привлекла 2,5 млн игроков по всему миру, а ее продажи превысили 2,3 млрд USD (по состоянию на октябрь 2021 года). Однако некоторые игровые компании отказываются от NFT, опасаясь возможных рисков.

Обзор рынка по странам региона:

 

ГосударствоОбъем рынка (2021), млрд USDДинамика роста 2020—2021, %ВВП (млн USD)
Индонезия1,83181186093
Филиппины1,4814394 086
Таиланд0,5223505982
Малайзия0,4316372701
Вьетнам0,2821362638
Сингапур0,2117396987

Индонезия

Основные факторыСильные стороныВозможности
Активная торговая ассоциация и поддерживающее правительство. Талантливые разработчики, задействованные на крупнейшем игровом рынке Юго-Восточной Азии.Asosiasi Game Indonesia (AGI) сыграла важную роль в ускорении игровой индустрии, развивая бизнес, помогая талантам и защищая правовые нормы. Квалифицированные разработчики пользуются большим спросом. Растущая сцена местных разработчиков привела к созданию нескольких известных игр, отмеченных наградами. Однако продажи и рост местных разработчиков относительно невелики.Игровая индустрия в Индонезии поддерживается правительством, промышленностью и сообществом. Индонезия является крупнейшим игровым рынком в Юго-Восточной Азии с доходом в 1,6 млрд USD и включает 64% онлайн-населения с 110,3 млн игроков в 2020 году.

Малайзия

Основные факторыСильные стороныВозможности
Государственное признание игровой индустрии как ключевого сегмента экономики, подкрепленное благоприятствующей политикой по привлечению иностранных инвестиций. Благоприятная экосистема для игровых стартапов с хорошим государственным финансированием. Малайзия является центром аутсорсинга и создания интеллектуальной собственности для растущего игрового рынка.Правительству удалось привлечь крупные иностранные инвестиции в ведущие малые и средние игровые стартапы для совместной работы, поддержки и ускорения роста бизнеса. Некоторые студии заработали мировую репутацию благодаря разработке оригинальных IP-игр и предоставлению аутсорсинговой разработки крупнейшим международным издателям.Политика экосистемы цифрового контента (DICE), которая должна еще больше укрепить местную индустрию цифрового контента. Инициативы, поддерживаемые правительством, были реализованы для содействия росту игровой индустрии, включая финансирование, обучение, инкубацию, деловые связи, доступ к рынку. Система высшего образования обеспечивает прочную основу для воспитания талантов. The One Academy заняла 10-е место среди лучших школ игрового дизайна по версии Rookie Awards 2019, где она получила четыре награды. В Малайзии около 50 вузов предлагают курсы, связанные с играми.

Филиппины

Основные факторыСильные стороныВозможности
Конкурентоспособный рынок труда и заработная плата. Хороший кадровый потенциал, работающий над международными проектами. Старейшая игровая ассоциация в регионе. Самый быстрорастущий рынок мобильных игр в 2020 году.Филиппинская ассоциация разработчиков игр (GDAP), основанная в 2007 году, насчитывает 56 игровых студий и учебных заведений. Филиппины являются домом для многих известных художников, работающих в таких крупных компаниях, как Warner Bros. и Pixar Studios. Команда Ubisoft на Филиппинах работала над артом для нескольких игр серии Assassin's Creed.Стоимость рабочей силы на Филиппинах является одной из самых конкурентоспособных в Юго-Восточной Азии. Поэтому филиппинцами интересуются иностранные студии, такие как Gameloft, студии Keywords, Gumi, Garena и Ubisoft. Согласно отчету App Annie, в 2020 году на Филиппинах наблюдалось увеличение потребительских расходов на мобильные игры более чем на 55%.

Сингапур

Основные факторыСильные стороныВозможности
Международное признание Сингапура и активное участие игрового сообщества способствуют росту игровой индустрии. Качественные иностранные инвестиции и растущие местные компании, самые высокие годовые расходы на одного игрока на потребительском рынке.Сингапурская игровая ассоциация, SGGA, проводит круглые столы и чаты с независимыми разработчиками для изучения множества тем и разработок, таких как логистика игрового дизайна, концепции и передовой опыт. Недавно (в 2020 году) открытые в стране офисы ведущих игровых студий: Tencent, Riot Games, Storms, Cargo Studio и AlterCulture Studios. Среди лучших университетов, предлагающих игровые курсы в Сингапуре, — DigiPen Singapore, Nanyang Polytechnic, Republic Polytechnic и Национальный университет Сингапура.С 2020 года в Сингапуре проходит первая выставка gamescom asia. Подготовка к событию включает в себя Singapore Games Week и Esports Awards. Игровой рынок Сингапура является самым маленьким, но имеет самые высокие в регионе годовые расходы на игрока: 214 USD в 2020 году. Ставка корпоративного налога в Сингапуре в размере 17% является самой низкой в Юго-Восточной Азии, что делает его привлекательным местом для иностранных инвестиций и стартапов.

Таиланд

Основные факторыСильные стороныВозможности
Активная игровая ассоциация при поддержке правительства Таиланда. Популярные местные игры и локализация игр, а также учреждение учебной программы по киберспорту. Второй по величине рынок игр в регионе благодаря тесному сотрудничеству телекоммуникационных и отраслевых игроков в процессе внедрения новых технологий.Программа DEPA Game Accelerator, направленная на развитие тайских издателей и разработчиков игр в четырех популярных категориях для повышения возможностей и стандартов до международного уровня. Популярные и успешные местные игры на китайском и японском рынках, такие как Kingdoms Reborn, Home Sweet Home, Project Nimbus, So Many Me, Fallen Knight, Timelie и т. д. В 2020 году официально анонсированы два облачных игровых сервиса в Таиланде: Blacknut by Gameloft и Antstream Arcade.Инвестиции для игровых компаний, поддерживаемые правительством Таиланда (включают рабочую силу, стартапы, мероприятия и маркетинг, инфраструктуру). Открытие учебной программы по игровой индустрии и киберспорту в тайских университетах можно рассматривать как ответ индустрии на расширение базы игроков в стране. По данным DEPA и IMC Institute, размер игрового рынка в Таиланде является вторым по величине в Юго-Восточной Азии в 2020 году с годовым ростом на 14,1%.

Вьетнам

Основные факторыСильные стороныВозможности
Молодое население, крупное игровое сообщество. Иностранные игровые компании, работающие в партнерстве с местными студиями. Конкурентоспособный рынок и государственная поддержка цифровой трансформации.Поскольку более половины населения Вьетнама моложе 25 лет, молодежный сегмент является важным фактором роста игрового рынка. С 2004 года во Вьетнаме находится французская студия видеоигр Gameloft. Вьетнам является домом для талантливых инженеров, стоимость услуг которых ниже, чем на более развитых рынках. Большинство из них разрабатывают и создают казуальные игры, которые проще с точки зрения качества, графики и пользовательского интерфейса, но есть заметные исключения, например Caravan War и Tiles Hop: EDM Rush!Во Вьетнаме насчитывается около 3,99 млн геймеров, и более 60% из них находятся в возрасте от 18 до 30 лет. Иностранные разработчики часто сотрудничают с вьетнамскими издателями, чтобы облегчить проникновение и навигацию по рынку, создать сообщество и управлять им, продавать свои продукты. Национальная программа цифровой трансформации Вьетнама, запущенная в 2020 году, направлена на то, чтобы к 2025 году более 80% домохозяйств имели доступ к оптоволоконной инфраструктуре.

Портрет игроков

К 2021 году количество мобильных онлайн-игроков в Юго-Восточной Азии выросло до 250 млн. Индонезия, Малайзия, Таиланд, Вьетнам, Сингапур и Филиппины являются шестью наиболее важными странами для издателей мобильных игр в Юго-Восточной Азии.

Доступность бесплатных игр — один из важных факторов роста рынка мобильных игр по сравнению с персональными компьютерами. Появление облачных мобильных игр еще больше подстегнуло этот рост.

Опрос Google показал, что по крайней мере каждый третий владелец смартфона в Юго-Восточной Азии играл в мобильные игры хотя бы раз в семь дней. Более 82% городского онлайн-населения Юго-Восточной Азии составляют геймеры:

80% играют в мобильные игры;
69% играют в игры на ПК;
57% играют на консолях.

Более 55% мобильных геймеров составляют люди в возрасте около 55 лет, и только 8% — подростки. Это происходит в основном из-за популярности гиперказуальных и казуальных игр, которые не требуют особых навыков и могут быть воспроизведены любым пользователем.

В последние годы увеличивается число женщин-геймеров. Опрос Asia Sports Tech показал, что женское игровое сообщество в Юго-Восточной Азии огромно и составляет 40% игроков региона. Чейз Бакл из исследовательской компании GWI отметил: «Женщины также отдают предпочтение многопользовательским играм и киберспортивному контенту».

Появление сетей 5G и их повсеместное распространение обеспечит более широкую аудиторию игр. Растущее проникновение смартфонов расширит доступ игроков к многопользовательским играм. Технология облачных игр позволяет игрокам играть в видеоигры где угодно и даже на недорогих и низкоскоростных устройствах.

Что касается развивающихся стран региона, таких как Индонезия и Вьетнам, то игроки там по-прежнему сталкиваются с проблемой подключения к Интернету. Некоторые районы страдают от низкой скорости, а также от неравномерного распределения услуг. Жители отдаленных районов находятся в особо неблагоприятном положении из-за плохой инфраструктуры. А многие люди просто не могут позволить себе интернет-услуги.

Локализация игр на языки Юго-Восточной Азии

Языки материковой Юго-Восточной Азии относятся к четырем разным группам: тибето-бирманской, тайско-кадайской, мон-кхмерской и хмонг-мьенской (языки мяо-яо). Практически все они являются тоновыми, то есть на значение слова влияет высота звука.

СтранаОфициальный языкEF EPIУровень владения языком
Сингапуранглийский малайский китайский (путунхуа) тамильский635Очень высокий
Филиппиныфилиппинский английский592Высокий
Малайзиямалайский562Высокий
Вьетнамвьетнамский486Низкий
Индонезияиндонезийский466Низкий
Мьянмабирманский429Очень низкий
Камбоджакхмерский423Очень низкий
Таиландтайский419Очень низкий

Стоит отметить, что Юго-Восточная Азия — многонациональный регион. Здесь проживает более 100 разных народностей, говорящих на множестве языков и диалектов.