fbpx

Рынок мобильных игр Бразилии

Рынок мобильных игр Бразилии

Общие данные

Бразилия — крупнейшее государство в Южной Америке. Страна занимает пятое место в мире по площади (8 515 770 км²) и шестое по населению (205 737 996 жителей). На территории Бразилии расположено несколько природных зон: это и влажные тропические леса, и пампасы, и саванны, и полупустыни. Отдельного внимания заслуживает Амазония, где находится пятая часть всей пресной воды на планете.

Пляжи, карнавалы, удивительной красоты природа, кофе и, конечно же, футбол — так можно кратко описать Бразилию. Почти 75% бразильцев обоих полов интересуются футболом. Мальчики и девочки в юном возрасте играют везде: на пляжах, во дворах и на специально обустроенных площадках. Бразилия — один из главных поставщиков профессиональных футболистов высочайшего уровня для лучших клубов мира. А стать футболистом — заветная мечта каждого бразильского мальчишки.

Жизнь для бразильца — это праздник, а костюмированный карнавал в Рио-де-Жанейро — его квинтэссенция. Целых четыре дня бразильцы танцуют и веселятся с утра до ночи. При этом откровенные наряды и оголенные тела никого не смущают. В Бразилии обсуждение женского тела не считается чем-то постыдным, а комплимент пятой точке — нормальное явление.

Кстати, на самом деле празднование карнавала имеет под собой религиозную основу: таким образом бразильцы знаменуют начало Великого поста. Впрочем, сегодня праздник перешел из разряда религиозных в туристические.Из-за того, что Бразилия — бывшая португальская колония, вся страна говорит на португальском языке. Бразильского языка не существует, но стоит учитывать, что бразильцы говорят не на чистом португальском. Они используют особый диалект португальского, хотя многие лингвисты сходятся во мнении, что различия между диалектом и оригинальным языком незначительны.

Основой бразильской экономики принято считать добывающую промышленность и сельское хозяйство. На территории страны добывается большое количество ископаемых (железная руда, апатиты, золото и другие). Бразилия — крупнейший в мире экспортер яблок, кофе и сахарного тростника. Главные экспортные статьи — вышеперечисленные товары плюс транспортное оборудование, автомобили и обувь. Поэтому вполне возможно, что одна из пар вашей обуви — из Бразилии.

При этом в стране гигантская дифференциация в доходах между разными слоями населения. Бразильские фавелы входят в список самых опасных мест на планете. Эксперты признают, что Бразилия — самая жестокая из всех развивающихся стран. 23% туристов в Рио-де-Жанейро становятся жертвами криминальной активности бразильцев. К сожалению, у многих в стране нет другого способа выжить. По официальным данным, безработица в Бразилии достигает 13%, а среди молодежи в 2017 году она составила 30%. Можно предположить, что в реальности ситуация еще хуже.

Рынок мобильных игр Бразилии

По данным Statista на 2018 год, объем бразильского игрового рынка составляет 521 млн USD, из которых почти 59% приходится на долю мобильных игр. В денежном выражении это составляет 307 млн USD. К 2022 году рынок вырастет до 681 млн USD, из которых мобильные проекты будут генерировать 387 млн USD прибыли.Очень интересно на фоне этих данных взглянуть на отчет NewZoo. Аналитическое агентство утверждает, что в 2018 году объем игрового рынка Бразилии составил 1,5 млрд USD. Вероятно, это связано с методологиями подсчета активной аудитории. По данным Statista, в Бразилии в 2018 году было 50,8 млн игроков, а NewZoo утверждает, что играющих пользователей было вполовину больше — 75,7 млн. Кому верить — вопрос вкуса, но мы будем опираться на данные Statista по причине того, что для планирования прибыли пессимистичный прогноз менее опасен, чем оптимистичный.

Мобильным Интернетом в стране, по данным Statista на 2018 год, пользуется 45% населения. К 2022 году этот показатель должен значительно вырасти и составить 53%. Мобильный Интернет в Бразилии дороже, чем в России, и продается пакетами. Так, например, у оператора TIM пакет на 5 ГБ стоит 69 реалов — это порядка 1200 рублей. У некоторых операторов есть более выгодные предложения, а кто-то предлагает более качественную связь и более обширную зону 4G-покрытия за большую цену.

Мобильный игровой сегмент является наиболее крупным. Недавно он обошел рынок игр для PC и консолей и продолжает активно расти.

Динамика роста бразильского игрового рынка демонстрирует тенденцию к снижению. В 2018 году рост по отношению к прошлому году составил 9,8%, а к 2022 году этот показатель снизится до 4,3%. Основным драйвером роста вплоть до 2021 года станут загружаемые игры.

При этом нельзя сказать, что рынок достиг зрелости. По данным Statista на 2018 год, проникновение игр составляет всего 24,1%. Этот показатель до 2022 года вырастет незначительно — до 27%. Для сравнения, в Японии около 65% всех жителей играют в игры — как мобильные, так и на стационарных платформах.

Во многом низкая динамика роста бразильского рынка связана с неравномерностью доходов населения. Среднее значение ARPU по стране на 2018 год в мобильных играх составляет всего 6,43 USD. Это в 9 раз меньше, чем для США — одного из лидеров по этому показателю. При этом к 2022 году ARPU вырастет лишь до 6,93 USD. Иными словами, у людей есть более приоритетные траты, чем внутриигровые покупки. Во многом именно это не позволяет назвать бразильский рынок перспективным для запуска мобильных проектов.

Впрочем, у этого есть и обратная сторона. По данным Chartboost, привести пользователя на Android обойдется разработчику в 0,3 USD, а за iOS-игрока придется заплатить 0,7 USD. Это дешевле, чем для всех развитых стран. Но с экономической точки зрения рентабельность закупки бразильского трафика спорная. Эффективнее работать с американской, канадской, европейской аудиторией. Рекомендуем обращаться к бразильскому рынку только в том случае, если вышеперечисленные каналы «выгорели».

Профиль бразильских игроков мобильных игр

В Бразилии в игры играет больше мужчин, чем женщин (56,8 и 43,2 процента соответственно). При этом в мобильные игры играет больше женщин, а в проекты на стационарных платформах — больше мужчин. Интересно, что количество женщин-игроков год от года растет.

При этом представители разных полов предпочитают разные жанры.

*по данным Pesquisa Game Brasil 2016

По данным NewZoo, 12% всех игроков интересуется киберспортивными соревнованиями. Самой популярной дисциплиной вполне ожидаемо стала FIFA. При этом 59% игроков периодически смотрят стримы.

Самая объемная возрастная группа игроков — от 25 до 34 лет  — таких в Бразилии 32,3%. Далее идет категория игроков в возрасте от 35 до 44 лет — их 29,7%. Доля молодых игроков (от 18 до 24 лет) — 25,1%. Старшее поколение ожидаемо меньше интересуется интерактивными развлечениями: доля тех, кому от 45 до 54 лет, составляет 10,9%, а игроков старше 55 лет — и вовсе 2,1%.

По результатам опроса Statista, 25,3% игроков считают, что они зарабатывают мало. 35,1% пользователей оценивают свой доход как средний. 39,6% игроков считают, что их доход высокий.

На конец октября 2018 года ведущие места в бразильских чартах занимает Garena Free Fire — мобильная игра в жанре Battle Royale от Garena. В целом в чартах представлено 3 игры этого жанра. Тренд на популярность «королевской битвы» не падает, и бразильские игроки голосуют в пользу этого количеством загрузок.

Если судить по десятке самых популярных в Бразилии игр, сложно отметить какие-то серьезные отклонения от западных тенденций. Особенно это заметно после сравнения с чартами азиатских стран, в которых список самых популярных проектов разительно отличается.Бразильские игроки также весьма лояльно относятся к двум ведущим проектам Supercell: Clash Royale и Clash of Clans.

Бразильские пользователи предпочитают Android-устройства продукции Apple: 85,16% всех пользователей используется устройствами с операционной системой от Google, владельцев iOS-смартфонов всего 11,47%. Третья по популярности мобильная ОС — Windows, на ее долю приходится 1,39% рынка.

Что касается устройств, то в лидерах — телефоны от Samsung. Ими пользуется 42,16% потребителей. Далее идет Motorola, которой пользуется 21,75% жителей страны. Третье и четвертое места занимают Apple и LG, на доли которых приходится 11,47% и 11,34% рынка соответственно.

По факту в Бразилии представлена всего одна поисковая система — это Google. Ею пользуются 99,32% жителей. О других поисковиках при таких раскладах говорить даже как-то неприлично.

Главная социальная сеть Бразилии — это Facebook. Ее используют 52% населения. Следом идут YouTube (25,86%) и Pinterest (11,01%). Интересно, что Instagram в Бразилии не очень популярен: всего 2,44% жителей активно делятся своими фотографиями в этой социальной сети.

Культурализация для жителей

Выделить общие культурные особенности бразильцев достаточно сложно. Это связано с огромной территорией и большим количеством этносов, проживающих на территории страны. Впрочем, объединяет всех бразильцев одно — неуемная любовь к жизни, карнавалам, праздникам, музыке и, конечно же, футболу. Бразильцы — очень социально активные люди, они любят общение, поэтому наличие социального функционала в вашем приложении пойдет только на пользу.

При этом в Бразилии совершенно нет проблем с расизмом. Дело в том, что на протяжении всей своей истории страна сталкивалась с другими культурами, объединялась с ними и дружелюбно относилась к людям, не похожим на них. Многие жители к вопросу о расовом различии отнесутся с большим удивлением. Поэтому разработчики при запуске продукта вряд ли столкнутся с недовольством аудитории по поводу представленности или непредставленности в нем разных рас. Абсолютно такое же отношение у бразильцев к сексуальным меньшинствам. Им абсолютно без разницы, кого вы любите и как это проявляете.

В Бразилии есть такое понятие, как jeitinho brasileiro, что можно перевести как «бразильская манера поведения». Эта фраза охватывает абсолютно все сферы жизни и, если говорить коротко, отмечает пофигизм бразильцев и их умение решать сложные вопросы ценой наименьших усилий. В результате подавляющее большинство бразильцев очень ленивые, а в стране процветает коррупция.

В Бразилии явно выражен культ красоты. Страна занимает первое место в мире по количеству проведенных пластических операций. Разумеется, клиентами хирургов чаще всего становятся женщины, но есть и примеры мужчин, которые захотели сделать свое тело или лицо более красивым. Можно предположить, что это распространяется и на мобильные игры — красивые ключевые персонажи в рекламе добавят несколько процентов конверсии в установку.

При этом бразильцы — счастливые люди. Большинство из них живут очень небогато, но это не мешает им наслаждаться жизнью во всех ее проявлениях. Они смеются в лицо проблемам, замечают хорошее даже в плохих ситуациях и стараются обращать внимание только на позитивные моменты.

Как и в России, в Бразилии есть большие проблемы с пиратством. Из-за низкого уровня доходов у большинства местных жителей просто нет денег на оплату развлечений. В результате даже популярные игры могут не приносить выгоды разработчику. В таком случае наиболее прибыльным вариантом монетизации видится F2P-приложение с интегрированной рекламой.

Бразильские разработчики мобильных игр

GameDevMap сообщает, что в Бразилии работает 57 компаний, связанных с разработкой игр. Отметим, что местных крупных разработчиков в стране нет, зато есть филиалы крупных компаний из других стран. В частности, в Бразилии открыты офисы Disney Interactive Studios, Gameloft, Riot Games и Ubisoft.

Но это совсем не значит, что в стране нет игровых разработчиков. Вот самые крупные из них:

  1. Hoplon
  2. Aquiris
  3. Oktagon
  4. Behold Studios
  5. Webcore Games
  6. Insolita Studios
  7. Smyowl
  8. Tapps
  9. Asantee
  10. M.gaia
  11. Kokku (работали над Sniper: Ghost Warrior 3)
  12. Gazeus Games
  13. Long Hat House

Интересно, что одна из самых успешных игровых компаний Бразилии — Tectoy — приобрела известность за счет создания консолей и издания игр от Sega. История, во многом, схожая с Dendy, только Tectoy удалось сразу заключить официальный контракт с компанией-производителем.

Именно Tectoy участвовала в разработке Zeebo — бюджетной консоли для стран третьего мира, которая вышла в 2009 году. Проект оказался неудачным: компании удалось продать только 30 000 консолей вместо ожидаемых 600 000.

Локализация на португальский вариант бразильского языка

В Бразилии нет официального языка, однако де-факто таковым является бразильский португальский, на котором говорит подавляющая часть населения.

Бразильский вариант португальского языка отличается от континентального в первую очередь фонетически. Кроме того, на культуру Бразилии и язык жителей страны значительное влияние оказали индейская и африканская культуры, что объясняет большое количество заимствований. При этом в лиссабонском португальском языке присутствует влияние французского и английского, которое почти не коснулось Латинской Америки.

Различны правила чтения. Так, в португальском бразильском ou произносится как ô, конечные r и l часто отпадают; сочетание lh произносится как l’ в Португалии и как j в Бразилии; окончание s во множественном числе существительных и глаголов часто опускается: говорят as casa вместо as casas, nós havemo вместо nós havemos и даже nós come a fruta вместо nós comemos a fruta.

Произношение у жителей Южной Америки более плавное, нежели у обитателей Старого Света. Звуки обычно вытягиваются и произносятся с ударением (например, éverdaaade, nooossa, seja bem-viiindo).

Отличается и произношение отдельных звуков. Бразильское r обычно произносится как нечто среднее между х и р, а сочетание que произносится мягко: ки(е), где звук и — нечто среднее между и и е (в Португалии que произносится твердо: кы).

Считается, что бразильский португальский проще для понимания, чем лиссабонский, так как для Португалии характерно беглое произношение, которое на слух воспринимается несколько «скомканным», нечетким, с «проглатыванием» некоторых гласных.

Достаточно заметно различаются северный и южный диалекты бразильского португальского. Северный вариант ближе к континентальному, однако в крупных городах (Бразилиа, Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро) чаще можно услышать южный диалект.

Интересно, что на сегодня в Бразилии насчитывается не менее 16 различных вариаций языка. Это связано как с географической протяженностью государства, так и с историческими факторами: уже после официального отделения от Португалии в страну начали съезжаться люди со всего света. В целом к европейской версии ближе всего говор жителей Рио-де-Жанейро.

Локализация является важным преимуществом для бразильских игроков. Согласно исследованию Pesquisa Game Brasil 2016, среди факторов, оказывающих влияние на решение о покупке игры, выше нее игроки ставят только цену, известность франшизы и отзывы в прессе.


Получить консультацию по выходу на рынок