Рынок мобильных игр Китая

Рынок мобильных игр Китая

Общие данные

Китайская Народная Республика (КНР), часто также сокращённо Китай — государство в Восточной Азии. Крупнейшее по численности населения государство мира (свыше 1,38 млрд, большинство населения — этнические китайцы, самоназвание — хань); занимает третье место в мире по территории, уступая России и Канаде. На территории Китая проживает 56 национальностей.

Является великой державой — кандидатом-сверхдержавой, экономической сверхдержавой, постоянный член Совета безопасности ООН. Одна из ведущих космических держав мира, обладает ядерным оружием и крупнейшей в мире армией по численности военнослужащих.

В 2010 году китайская экономика обогнала японскую и стала второй экономикой мира по номинальному ВВП. С декабря 2014 года является первой экономикой мира по ВВП (ППС). КНР является мировым лидером по производству большинства видов промышленной продукции, в том числе по производству автомобилей и потребительскому спросу на них. Крупнейший мировой экспортёр («фабрика мира»). Располагает наибольшими в мире золотовалютными резервами.

Китай имеет долгую и практически непрерывную историю, а также одну из древнейших и сложнейших систем письма. До XIX века он был одним из самых передовых мировых государств и основным культурным центром Восточной Азии. Китайское влияние на соседние государства остаётся существенным и по сегодняшний день. Китай — родина многих изобретений, которые изменили судьбу человечества. Среди них — Четыре великих изобретения: бумага, компас, порох и книгопечатание.

Как и большинство европейцев, знакомству с Китаем (а также названию ханцев китайцами) мы обязаны Марко Поло и его «Книге о разнообразии мира» – китайцы не забыли роль Марко и назвали в честь его мост в Пекине. Также, некоторым образом, Марко является вдохновителем серии игр Assasin’s Creed от Ubisoft, но это уже совсем другая история.

В Китае дорогой мобильный интернет (1,13 USD за 1 Мб при средней зарплате 886 USD), поэтому большинство пользователей используют для подключения к сети Wi-Fi.

Это стоит учитывать при разработке приложений, которые требуют подключения к интернету.

Многие пользователи применяют для осуществления оплат телефоны, практически отказавшись от наличных расчетов. 31,2% населения хотя бы время от времени расплачиваются при помощи смартфонов. В среднем один пользователь WeChat — самого популярного мессенджера в стране — осуществляет 55 транзакций в месяц.

Самая популярная система мобильных платежей в Китае — Alipay, второе место занимает WeChat Pay.

Рынок мобильных игр Китая

В 2016 году игровой рынок Китая обогнал рынок США и стал самым крупным в мире (это касается и игр на мобильных платформах).

Большинство пользователей предпочитают играть на своих мобильных телефонах, на втором месте — компьютеры, на третьем — планшеты.

Главная особенность рынка мобильных игр Китая заключается в том, что никто не знает его реального размера. Точнее, размер рынка iOS-игр определить можно, а вот что касается рынка игр для платформы Android, то он не известен никому. Причина этому — огромное количество сторов для приложений на Android. Эксперты прогнозируют, что в 2018 году китайцы потратят в сегменте мобильных игр 16,253 млрд USD. К 2022 году эта величина достигнет 22,517 млрд USD. Количество пользователей за этот период увеличится с 422,2 млн до 498,5 млн. В среднем пользователь тратит на игры 38,49 USD в 2018 году и будет тратить 45,17 USD в 2022-м.

Китай — самый большой игровой рынок в мире и сохранит этот статус в долгосрочной перспективе

Средний показатель CPI по стране в 2017 году для iOS составил 1,75 USD (в 2016-м — 2,49 USD), для Android — 0,16 USD (в 2016-м — 0,25 USD). Средний CPI — 0,59 USD, что на 0,27 USD меньше, чем в 2016 году.

 

 

Рынок разработки игр в Китае начал развиваться с больших MMORPG, и во многом благодаря китайским игрокам модель free-to-play получила такое широкое распространение в этом жанре, а затем успешно перекочевала в мобильный сегмент.

Интересно, что только в 2015 году в Китае разрешили продавать игровые консоли Xbox и PlayStation.

Если в большинстве стран установка приложений осуществляется через App Store или Google Play, то в Китае есть более 300 магазинов приложений.

Китайские госорганы требуют обязательной регистрации приложений. Чтобы сделать это, разработчику нужно зарегистрировать юридическое лицо, заполнить необходимые документы, установить приложение на мобильный телефон и передать его чиновникам. Вопросом публикации игр занимаются сразу три ведомства: Министерство культуры, CAC (Cyberspace Administration of China) и SAPPRFT (State Administration of Press, Publication, Radio, Film & Television). После проверки на наличие незаконного контента (к нему могут относиться порнографические материалы или призывы к нарушению закона) приложению присваивается номер, с которым его можно регистрировать в сторах. Представителям компании-разработчика необязательно делать это лично, обычно достаточно найти представителя в Китае.

По нашим данным, казуальные игры без потенциально опасного контента обычно легко проходят проверку: чиновники смотрят на них сквозь пальцы, ограничиваясь выполнением формальных процедур. Если же в игре есть контент, который может вызвать вопросы (военные действия, намеки на эротическое содержание), лучше по возможности вырезать ряд сцен или внести в них изменения.

Данные правила действуют в отношении игр для Android; представителям Apple удалось договориться с китайским правительством.

Самые кассовые игры от иностранных разработчиков по состоянию на апрель 2018 года — Hearthstone (Blizzard Entertainment, США), Summoners’ War: Sky Arena (Com2uS, Южная Корея), Gardenscapes, Homescapes и Township (Playrix, Ирландия/Россия), Clash of Clans и Clash Royale (Supercell, Финляндия), PES Club Manager (Konami, Япония), CATS: Crash Arena Turbo Stars (ZeptoLab, Россия).

В Китае, в отличие от остального мира, распространены свои магазины приложений на Android, общее количество которых составляет более 100.

10 самых популярных маркетов приложений на Android (по версии Newzoo, февраль 2018 года):

Выходить на китайский рынок Android-приложений обычно рекомендуют через издателя, либо же придется самостоятельно договариваться с 10—20 самыми популярными магазинами — иначе после публикации вашего приложения в одном из магазинов остальные тут же разместят его у себя, но уже без встроенных покупок.

Самая популярная мобильная операционная система в Китае — Android (72,07% пользователей), на втором месте расположилась iOS (26,96%).

Среди поисковых систем с большим отрывом лидирует китайская система Baidu (84,32% рынка), на втором месте — Shenma, замыкает тройку лидеров Sogou. На долю мирового гиганта Google приходится лишь 0,59% поисковых запросов в стране.

Самый популярный производитель мобильных устройств — Apple (22,83%), на втором и третьем местах — Huawei и Oppo (19,05% и 11,09% соответственно).

Наиболее популярные социальные сети в Китае — WeChat, QQ, Sina Weibo. Пользователи заходят в социальные сети, чтобы посмотреть, что нового у их друзей, поделиться информацией или обновить статус. 26,3% пользователей QQ и 22,6% пользователей Sina Weibo играют в онлайн-игры через приложение.

Профиль игроков мобильных игр Китая

Чаще всего игроки скачивают следующие игры:

В последнее время трудно проследить за предпочтениями китайцев в жанрах игр: в кассовом топе можно обнаружить и MMORPG, и гоночные симуляторы, и квесты. Что характерно, все игры, входящие в топ-10, выпущены китайскими разработчиками.

Можно сказать, что с точки зрения игрового процесса у китайцев нет типичного для западных геймеров стремления доказывать свое совершенство в игре. Поэтому китайские мобильные игроки любят не когда им бросают вызов, а что-то более расслабляющее и испытывают особенную слабость к каузальным играм и RPG.

Графику, в отличие от западных игроков, китайцы любят не реалистичную, а «мультяшную», с крупными головами.

Китайцы не очень хорошо реагируют на промоакции внутри игр, зато любят показать свой статус (какие они VIP-пользователи), хвастаться, что они могут закинуть 10 тысяч долларов в игру, а все остальные игроки будут это видеть.

Среди игроков мобильных игр 65,6% — это мужчины, 34,4% — женщины.

Китайские разработчики мобильных игр

Не так давно (в 2012 году) самые прибыльные мобильные игры в китайских магазинах приложений были западными. Теперь ситуация прямо противоположная: почти все успешные на китайском рынке игры созданы местными разработчиками. В сотню разработчиков самых прибыльных игр на китайском мобильном рынке входят также ведущие мировые компании, такие как Blizzard Entertainment, Supercell, Gameloft, EA (напрямую или через местного издателя). Особенно стоит отметить успех разработчика из Вологды Playrix — несмотря на все советы о необходимости искать местного издателя, им удалось выйти на китайский рынок самостоятельно и добиться там успеха (в топ самых кассовых проектов входят три игры от Playrix).

Топ игр для Android и iOS по состоянию на февраль 2018 года выглядит следующим образом:

Топ игр для iOS:

На данный момент самая крупная в мире игровая компания по выручке — китайская Tencent.

В Китае примерно 250 издателей мобильных игр, из которых 50 можно считать крупными.

Ниже приведен список 9 самых крупных издателей и разработчиков мобильных игр для китайского рынка по выручке (по данным App Annie):

  1. Tencent
  2. NetEase
  3. Baidu
  4. OneSmile
  5. Alibaba Group
  6. Youzu
  7. Happy Elements
  8. bilibili
  9. 37 games
  10. IGG

Локализация на китайский язык

Китайский язык — язык или языковая ветвь сино-тибетской языковой семьи, состоящая из разновидностей, которые являются взаимопонятными в различной степени. Китайский язык является наиболее распространённым современным языком с общим числом говорящих более 1,3 млрд человек (982 млн носителей по данным за 2016 год). В данный момент существует 2 вида письма: упрощенное и традиционное.

При локализации текста мобильных приложений используют упрощённое письмо для материкового Китая и Сингапура, и традиционное для Гонконга и Тайваня. При этом следует учитывать лексические отличия – в частности, для этих стран и зон могут использоваться разные игровые термины.

При озвучивании следует учитывать, что в китайском языке выделяют 10 китайских диалектных групп: северная супергруппа (北 бэй), группы цзинь, хой, у (吴), сян (湘), гань (赣), хакка (客家), юэ (粤), пинхуа и супергруппа минь (闽). Для стран, перечисленных в нашем отчёте, можно ориентироваться на северную супергруппу (поскольку она самая многочисленная — свыше 800 млн говорящих) для Китая, Юэ для Гонконга (и Макао, не вошедшего в отчёт), а также на региональные особенности для Тайваня (частично признанная Китайская республика) и Сингапура.

Ниже дана таблица для понимания различий в китайском письме и деалектах, в зависимости от местности.

Особое внимание следует обратить на непереведенный на китайский язык внутриигровой текст. По некоторым данным в играх китайских разработчиков запрещено использование слов на английском и других языках в связи с выходом новых законов (на самом деле это не совсем так, но, похоже, закон трактуется именно таким образом), и это может стать причиной для запрета приложения на территории Китая.
Китайский язык, как и английский, довольно компактный, в китайских словах даже меньше символов, чем в английских. Но они более сложные, поэтому шрифт должен быть крупнее. Это требует большего междустрочного интервала, чем в английской версии. В горизонтальном написании даже с более крупным шрифтом текст на китайском получается немного короче, чем на английском.
Основная проблема, связанная с китайской локализацией, — это шрифты. В китайском языке около 80 000 иероглифов. Человек со средним уровнем грамотности понимает 5000-6000 иероглифов. Но для понимания большинства текстов хватает и 2000 иероглифов. Если в игре используются растровые шрифты, это может привести к нехватке памяти. Обычно проблему решают так: сканируют переведенный текст и выводят все уникальные китайские символы на большом растровом изображении, а затем используют его в качестве ссылки на шрифт. Так память будет тратиться только на фактически используемые символы. Но такой вариант не подходит для динамического текста (например, введенных игроком имен), потому что игрок может использовать символы, которых нет в изображении. Другой подход — использовать шрифт операционной системы, если он доступен.
Что касается особенностей локализации, то по данным нашего исследования:

  • 27% китайских игроков перестанут играть в игры в том случае, если заметят пунктуационные или грамматические ошибки;
  • игроки готовы платить больше за качественную локализацию;
  • китайские игроки хотят предоставлять обратную связь в случае ошибок локализации, но не знают как;
  • они против нецензурной лексики.

Полезные ссылки

Гид по выводу приложения на китайский рынок


123