Рынок мобильных игр Китая

Рынок мобильных игр Китая

Общие данные

Китай (официальное название — Китайская Народная Республика, КНР) — государство в Восточной Азии, крупнейшее в мире по численности населения (свыше 1,38 млрд человек, большинство населения — этнические китайцы). Занимает третье место по территории, уступая России и Канаде.

КНР — экономическая сверхдержава, постоянный член Совета Безопасности ООН, одна из ведущих космических держав. Китай обладает ядерным оружием и крупнейшей по численности военнослужащих армией в мире.

В 2010 году китайская экономика обогнала японскую и стала второй экономикой мира по номинальному ВВП. С декабря 2014 года является первой экономикой мира по показателю ВВП на основе паритета покупательной способности. КНР — мировой лидер по производству большинства видов промышленных товаров, в том числе автомобилей, и по потребительскому спросу на них. Крупнейший мировой экспортер, «фабрика мира». Располагает наибольшими в мире золотовалютными резервами.

У Китая долгая и практически непрерывная история, а также одна из древнейших и сложнейших систем письма. До XIX века он был одним из самых передовых мировых государств и основным культурным центром Восточной Азии. Китайское влияние на соседние государства остается существенным и по сегодняшний день. Эта страна — родина многих открытий, которые изменили судьбу человечества. Среди них — четыре великих изобретения: бумага, компас, порох и книгопечатание.

Знакомство с Китаем европейцы обязаны Марко Поло и его «Книге чудес света». Китайцы отдали дань великому путешественнику, назвав в его честь мост в Пекине. В некотором роде Марко является вдохновителем серии игр Assassin’s Creed от Ubisoft, но это уже совсем другая история.

Рынок мобильных игр Китая

В 2016 году игровой рынок Китая обогнал рынок США и стал самым крупным в мире, в том числе и на мобильных платформах.

Выручка в 2016 году составила 7,144 мрд долларов США (10 млрд долларов США по данным NewZOO).

Ожидается, что каждый год выручка будет расти на 11% и к 2021 году достигнет 12 028 млн долларов США.

В 2016-м процентное соотношение числа пользователей мобильных систем к числу жителей было равно 25,2%, а в 2021 году должно вырасти до 31%.

Средняя выручка с одного пользователя (ARPU) — 25,17 доллара США.

Китай — самый большой в мире игровой рынок и останется им в долгосрочной перспективе.

Средний показатель CPI по стране для iOS — 2,49 доллара США, для Android — 0,25 доллара США.

Рынок разработки игр Китая начался с больших MMORPG-игр, и во многом благодаря китайским игрокам модель free to play получила такое широкое распространение в этом жанре игр, а затем успешно перекочевала на мобильный рынок.

Интересно, что продавать игровые консоли Xbox и PlayStation в Китае разрешили только в 2015 году.

В отличие от большинства стран, в Китае распространены местные магазины приложений для Android. Кроме того, в 2016 году был принят ряд законов, регулирующих работу разработчиков игр в этой стране, согласно которым для издания игры в Китае необходимо получить разрешение от от государственного управления КНР по делам печати, издательства, радиовещания, кинематографии и телевидения (SAPPRFT).

Новые правила вступили в действие в июле, и с начала 2016 года в Китае было выпущено всего 22 некитайских мобильных игры. По новым правилам интеллектуальные права на игры, издаваемые в Китае, должны принадлежать китайским компаниям.

Среди иностранных игр, одобренных и выпущенных в этом году, большинство принадлежит крупным объектам иностранной интеллектуальной собственности: Temple Run, Candy Soda Legend, Angry Birds, Subway Surfers, Fruit Ninja и Monument Valley.

10 самых популярных Android-маркетов по версии Newzoo на октябрь 2016 года:

Выходить на китайский рынок Android-приложений обычно рекомендуют через местного издателя. Также можно самостоятельно договариваться с 10–20 самыми популярными магазинами приложений — иначе после публикации вашего приложения в одном из магазинов остальные тут же поместят его у себя, но уже без встроенных покупок.

 

 

В Китае на мобильных платформах лидируют операционная система Android (71,9% против 26,73% у iOS), социальные сети TencentQQ, Qzone и Sina Weibo, поисковая система Baidu (86,54%), мессенджеры WeChat и QQ, производитель устройств Apple (26,73%). На втором месте — группа малоизвестных производителей устройств (22,83%), на третьем — Huawei (13,84%). При этом доминируют планшеты на iOS (79,05% против 20,55% на Android).

Важная особенность мобильных мессенджеров Китая заключается в том, что это не просто мессенджеры в нашем понимании, а целая субкультура и инфраструктура со своей платежной системой, группами по интересам, онлайн-порталами и очень активными пользователями.

Профиль игроков мобильных игр Китая

О китайских игроках сейчас довольно много информации.

По некоторым данным, в Азии сейчас очень популярен жанр «ролевой экшен» (action role-playing game). Если посмотреть на китайский кассовый топ (Top Grossing), то половина проектов будет в этом жанре.

С точки зрения игрового процесса можно сказать, что у китайцев нет типичного для Запада стремления доказывать в игре свое превосходство. Поэтому китайские мобильные геймеры любят не то, что бросает им вызов, а что-то более расслабляющее, питая особую слабость к казуальным играм и RPG.

В отличие от западных игроков они предпочитают не реалистичную, а «мультяшную» графику с крупными головами.

Китайцы не очень хорошо реагируют на промоакции внутри игр, зато любят показать свой статус — какие они VIP-пользователи, — хвастаться, что они могут закинуть 10 тысяч долларов в игру и все остальные игроки будут это видеть.

 

 

Китайские разработчики мобильных игр

Еще в 2012 году самыми прибыльными мобильными играми в китайских магазинах приложений были западные. Теперь ситуация прямо противоположная. Почти все успешные игры для китайского рынка разрабатывают местные разработчики игр. В сотню самых зарабатывающих игр на китайском мобильном рынке удалось попасть ведущим мировым компаниям типа Supercell, Gameloft, EA (напрямую или через местного издателя). Особенно стоит отметить успех разработчика игр из Вологды Playrix — вопреки рекомендациям искать местного издателя он смог выйти на китайский рынок самостоятельно и добиться там успеха.

Кроме того, на данный момент самая крупная игровая компания по выручке в мире — китайская Tencent.

В Китае примерно 250 издателей мобильных игр, из которых 50 можно считать крупными.

Ниже представлены 9 самых крупных издателей и разработчиков мобильных игр для китайского рынка по выручке (по данным статистики AppAnnie):

  1. Tencent
  2. NetEase
  3. OurPalm
  4. Meitu
  5. Duoyi
  6. Longtu Game
  7. Perfect World
  8. Momo Technology
  9. Baidu

Локализация на китайский язык

Китайский — язык или языковая ветвь сино-тибетской языковой семьи, состоящая из разновидностей, которые являются в различной степени взаимопонятными. Китайский язык является наиболее распространенным современным языком с общим числом говорящих более 1,3 млрд человек (982 млн носителей, по данным за 2016 год). В настоящее время существует 2 вида письма: упрощенное и традиционное.

При локализации текстов мобильных приложений используют упрощенное письмо для материкового Китая и Сингапура и традиционное для Гонконга и Тайваня. При этом следует учитывать лексические отличия — в частности, для этих стран и зон могут использоваться разные игровые термины.

При озвучивании следует учитывать, что в китайском языке выделяют 10 китайских диалектных групп: северная супергруппа (бэй), группы цзинь, хой, у, сян, гань, хакка, юэ, пинхуа и супергруппа минь. Для стран, перечисленных в нашем отчете, можно ориентироваться на северную супергруппу (поскольку она самая многочисленная — свыше 800 млн говорящих) — для Китая, на юэ — для Гонконга (и Макао, не вошедшего в отчет), а также на региональные особенности — для Тайваня (частично признанная Китайская Республика) и Сингапура.

Таблица ниже приведена для понимания различий в китайском письме и диалектах в зависимости от местности.

Особое внимание следует обратить на непереведенный на китайский язык внутриигровой текст. По некоторым данным в играх китайских разработчиков запрещено использование слов на английском и других языках в связи с выходом новых законов (на самом деле это не совсем так, но, похоже, закон трактуется именно таким образом), и это может стать причиной для запрета приложения на территории Китая.

Китайский язык, как и английский, довольно компактный, в китайских словах даже меньше символов, чем в английских. Но они более сложные, поэтому шрифт должен быть крупнее. Это требует большего междустрочного интервала, чем в английской версии. В горизонтальном написании даже с более крупным шрифтом текст на китайском получается немного короче, чем на английском.

Основная проблема, связанная с китайской локализацией, — это шрифты. В китайском языке около 80 000 иероглифов. Человек со средним уровнем грамотности понимает 5000-6000 иероглифов. Но для понимания большинства текстов хватает и 2000 иероглифов. Если в игре используются растровые шрифты, это может привести к нехватке памяти. Обычно проблему решают так: сканируют переведенный текст и выводят все уникальные китайские символы на большом растровом изображении, а затем используют его в качестве ссылки на шрифт. Так память будет тратиться только на фактически используемые символы. Но такой вариант не подходит для динамического текста (например, введенных игроком имен), потому что игрок может использовать символы, которых нет в изображении. Другой подход — использовать шрифт операционной системы, если он доступен.

Что касается особенностей локализации, то по данным нашего исследования:

  • 27% китайских игроков перестанут играть в игру, если заметят пунктуационные или грамматические ошибки;
  • игроки готовы платить больше за качественную локализацию;
  • китайские игроки хотели бы давать обратную связь в случае ошибок локализации, но не знают, как;
  • они против нецензурной лексики.

Полезные ссылки


123