fbpx

Рынок мобильных игр Китая

Рынок мобильных игр Китая

ОБЩИЕ ДАННЫЕ

Китайская Народная Республика (КНР), часто также сокращенно Китай — государство в Восточной Азии, крупнейшее по численности населения в мире.

В 2019 году численность населения Китая увеличится на 7 230 686 человек и в конце года будет составлять, по прогнозам на основе последних данных, опубликованных Отделом народонаселения ООН, 1 408 526 449 человек. Естественный прирост населения будет положительным и составит 7 609 036 человек. За весь год родится примерно 17 404 093 ребенка и умрет 9 795 057 человек. Если уровень внешней миграции останется на уровне прошлого года, то вследствие миграционных причин численность населения изменится на −378 350 человек. То есть суммарное количество людей, покидающих страну (эмигрантов), будет преобладать над количеством людей, въезжающих в страну с целью долгосрочного пребывания (иммигрантов).

Китай является великой державой. Это кандидат в сверхдержавы, экономический гигант, постоянный член Совета безопасности ООН. Китай — одна из ведущих космических держав мира, обладает ядерным оружием и крупнейшей по численности военнослужащих армией в мире.

В 2010 году китайская экономика обогнала японскую и стала второй экономикой мира по номинальному ВВП. С декабря 2014 года это первая экономика мира по ВВП (ППС). По данным Statista, прирост этого показателя в период с 2018-го по 2019 год составил 8% и продолжает расти (динамику можно проследить в таблице ниже). КНР является мировым лидером по производству большинства видов промышленной продукции, в том числе по производству автомобилей и потребительскому спросу на них. Крупнейший мировой экспортер («фабрика мира»). Располагает наибольшими в мире золотовалютными резервами.

Китай имеет долгую и практически непрерывную историю, а также одну из древнейших и сложнейших систем письма. До XIX века он был одним из самых передовых мировых государств и основным культурным центром Восточной Азии. Китайское влияние на соседние государства остается существенным и по сегодняшний день. Китай — родина многих открытий, которые изменили судьбу человечества. Среди них — четыре великих изобретения: бумага, компас, порох и книгопечатание.

Как и большинство европейцев, знакомству с Китаем (а также названию ханцев китайцами) мы обязаны Марко Поло и его «Книге о разнообразии мира». Китайцы не забыли роль Марко и назвали в его честь мост в Пекине. Некоторым образом, Марко также является вдохновителем серии игр Assassin’s Creed от Ubisoft, но это уже совсем другая история.

По данным «Евростат», в Китае дорогой мобильный интернет (1,13 доллара США за 1 МБ при средней зарплате 886 долларов США), поэтому большинство пользователей используют Wi-Fi для подключения к сети. И это стоит учитывать при разработке приложений, которые требуют такого подключения.

Многие пользователи применяют для осуществления оплат телефоны, практически отказавшись от наличных расчетов. 31,2% населения хотя бы время от времени расплачиваются с помощью смартфонов. В среднем один пользователь WeChat — самого популярного мессенджера в стране — осуществляет 55 транзакций в месяц.

Самая популярная система мобильных платежей в Китае — Alipay, второе место занимает WeChat Pay.

РЫНОК МОБИЛЬНЫХ ИГР КИТАЯ

В 2016 году игровой рынок Китая обогнал рынок США и стал самым крупным в мире (это касается и игр на мобильных платформах).

Большинство пользователей предпочитают играть на своих мобильных телефонах, на втором месте — компьютеры, на третьем — планшеты.

По данным Statista, в 2018 году доходы от мобильных игр в Китае составили 21,7 млрд долларов США, продемонстрировав прирост в 1,6 млрд долларов за год, что составляет 7,37% от объема рынка Китая в 2017 году. И хотя в Европе этот показатель в процентном соотношении выше, но в силу того, что рынок Китая больше, абсолютные показатели (в долларах США) выше именно в Поднебесной.

На графике ниже приведены прогнозы по темпам роста рынка игр Китая по данным Statista за март 2019 года.

Главная особенность рынка мобильных игр Китая заключается в том, что никто не знает его реального размера. Точнее, размер рынка iOS-игр определить можно, а вот что касается рынка игр для платформы Android, то он неизвестен никому. Причина кроется в огромном количестве сторов для приложений на Android. Эксперты прогнозируют, что в 2019 году китайцы потратят в сегменте мобильных игр 17,980 млрд долларов США. К 2022 году эта величина достигнет 22,517 млрд долларов США. Количество пользователей за этот период увеличится с 422,2 млн до 498,5 млн. В среднем пользователь тратит на игры 40,71 доллара США в 2019 году и будет тратить 45,17 доллара США в 2022-м.

Статус самого большого игрового рынка в мире Китай сохранит и в долгосрочной перспективе.

По данным сервиса Statista, средний показатель ARPU за 2018 год составил 31 доллар США. Средний CPI — 1,02 доллара США, что на 0,43 доллара США больше, чем в 2017 году.

Рынок разработки игр в Китае начал развиваться с больших MMORPG, и во многом благодаря китайским игрокам модель free-to-play получила такое широкое распространение в этом жанре, успешно перекочевав затем в мобильный сегмент.

Интересно, что только в 2015 году в Китае разрешили продавать игровые консоли Xbox и PlayStation.

Если в большинстве стран установка приложений осуществляется через App Store или Google Play, то в Китае есть более 300 магазинов приложений.

Китайские госорганы требуют обязательной регистрации приложений. Для этого разработчику нужно зарегистрировать юридическое лицо, заполнить необходимые документы, установить приложение на мобильный телефон и передать его чиновникам. Вопросом публикации игр занимаются сразу три ведомства: Министерство культуры, CAC (Cyberspace Administration of China) и SAPPRFT (State Administration of Press, Publication, Radio, Film & Television). После проверки на наличие незаконного контента (к нему могут относиться порнографические материалы или призывы к нарушению закона) приложению присваивается номер, с которым его можно регистрировать в сторах. Представителям компании-разработчика необязательно делать это лично, обычно достаточно найти представителя в Китае.

Такие правила действуют в отношении игр для Android; представителям Apple удалось договориться с китайским правительством.

10 апреля 2019 года Китайская государственная администрация по вопросам прессы, публикаций, радио, кино и телевидения сделала заявление о том, как будет работать система сертификации игр. Вот его основные положения:

  • Комитет по этике онлайн-игр проверяет проекты на соответствие национальным ценностям.
  • Количество выдаваемых за год лицензий ограничат. Эксперты из Nico Partners считают, что в 2019 году будет одобрено около 5000 проектов. При этом на рынок КНР не допустят различные симуляторы маджонга и покера.
  • Правительство Китая начинает борьбу с игровой зависимостью у граждан. Издателей обяжут добавлять в проекты системы, ограничивающие время пребывания в игре.
  • Игры должны быть исторически достоверными и продвигать китайскую культуру.
  • Изменения в правилах сертификации коснутся всех игр, включая и созданные на базе HTML Это означает, что даже те из них, которые встроены в социальные сети и мессенджеры, должны быть одобрены комитетом.
  • При регистрации проектов, являющихся частью франшизы, нужно отдельно указывать на эту их особенность, иначе государственные служащие сочтут, что новые игры называются аналогично уже имеющимся. При этом номер версии не может быть включен в название.
  • Есть и послабления: издателям больше не нужно присылать комитету мобильные устройства с заранее установленными на них играми, а также списки запрещенных слов в напечатанном виде. Теперь будет достаточно цифровых копий.

Самые кассовые игры от иностранных разработчиков по состоянию на июнь 2019 года — Hearthstone (Blizzard Entertainment, США), Summoners’ War: Sky Arena (Com2uS, Южная Корея), Gardenscapes, Homescapes и Township (Playrix, Ирландия/Россия), Clash of Clans (Supercell, Финляндия), Lords Mobile (IGG), Merge Dragons (Gram ), Marvel: Contest of Champions, War Robots (Pixonic, Россия).

В Китае, в отличие от остального мира, распространены свои магазины приложений на Android, общее количество которых составляет более 100.

По оценкам экспертов, топ-10 китайских сторов выглядит следующим образом:

Разные площадки предъявляют к разработчикам разные требования. К примеру, для публикации игры в Tencent Appstore необходим скан лицензии разработчика, копия ICP лицензии, ссылка на сайт. Qihoo 360 предъявляет больше требований: вам нужно будет предоставить китайский ID (паспорт гражданина другого государства не подойдет), номер банковского счета, номер для мобильной верификации, лицензии разработчика и ICP, а также другие лицензии в зависимости от типа приложения (для всех мобильных игр требуется лицензия для работы с интернет-культурой, а для работы со стримингом — разрешение Министерства телевидения и радиовещания). В Baidu App Store требования проще — от разработчика нужны только ICP и бизнес-регистрация компании.

ICP лицензия (аббревиатура от Internet Content Provider) выдается в Министерстве промышленности и информационных технологий и необходима всем компаниям, предоставляющим информационные услуги через Интернет. Для того чтобы получить лицензию, позволяющую вести бизнес и получать доход, придется заплатить $5000 пошлины. Помимо защиты от блокировки, лицензия поможет вам ускорить процесс верификации приложения и защитит от кражи интеллектуальной собственности.

Выходить на китайский рынок Android-приложений обычно рекомендуют через издателя, в противном случае придется самостоятельно договариваться с 10—20 самыми популярными магазинами — иначе после публикации вашего приложения в одном из магазинов остальные тут же разместят его у себя, но уже без встроенных покупок.

Самая популярная мобильная операционная система в Китае — Android (72,07% пользователей), на втором месте расположилась iOS (26,96%).

Среди поисковых систем с большим отрывом лидирует китайская система Baidu (84,32% рынка), на втором месте — Shenma, замыкает тройку лидеров Sogou. На долю мирового гиганта Google приходится лишь 0,59% поисковых запросов в стране.

Самый популярный производитель мобильных устройств — Apple (22,83%), на втором и третьем местах — Huawei и Oppo (19,05% и 11,09% соответственно).

Наиболее популярные социальные сети в Китае — WeChat, QQ, Sina Weibo. Пользователи заходят в социальные сети, чтобы посмотреть, что нового у друзей, поделиться информацией или обновить статус. 26,3% пользователей QQ и 22,6% пользователей Sina Weibo играют в онлайн-игры через приложение.

ПРОФИЛЬ ИГРОКОВ МОБИЛЬНЫХ ИГР КИТАЯ

В последнее время трудно проследить за предпочтениями китайцев в жанрах игр: в кассовом топе можно обнаружить и MMORPG, и гоночные симуляторы, и квесты. Что характерно, все игры, входящие в топ-10, выпущены китайскими разработчиками.

Можно сказать, что с точки зрения игрового процесса у китайцев нет типичного для западных геймеров стремления доказывать свое превосходство в игре. Поэтому китайские мобильные игроки любят не когда им бросают вызов, а что-то более расслабляющее и испытывают особенную слабость к казуальным играм и RPG.

Графику, в отличие от западных игроков, китайцы любят не реалистичную, а «мультяшную», с крупными головами.

Китайцы не очень хорошо реагируют на промоакции внутри игр, зато любят показать свой статус (какие они VIP-пользователи), хвастаться, что они могут закинуть 10 тысяч долларов в игру, а все остальные игроки будут это видеть.

По данным Statista за март 2019 года, общая численность мобильных игроков в Китае в 2018 году составила 563,2 млн человек, а на конец 2019-го будет составлять около 582,6 млн человек.

Наибольшее количество игроков в возрасте от 25 до 34 лет.

Среди игроков мобильных игр 55,4% — это мужчины, 46,6% — женщины. То есть наблюдается тенденция, что все больше женщин играют в игры

КИТАЙСКИЕ РАЗРАБОТЧИКИ МОБИЛЬНЫХ ИГР

Не так давно (в 2012 году) самые прибыльные мобильные игры в китайских магазинах приложений были западными. Теперь ситуация прямо противоположная: почти все успешные на китайском рынке игры созданы местными разработчиками. Это связано с политикой поддержки местных предпринимателей: зарубежную игру крайне сложно вывести на рынок без местного издателя.

В сотню разработчиков самых прибыльных игр на китайском мобильном рынке входят и ведущие мировые компании, такие как Blizzard Entertainment, Supercell, Gameloft, EA (напрямую или через местного издателя). Особенно стоит отметить успех разработчика из Вологды Playrix — несмотря на все советы о необходимости искать местного издателя, компании удалось выйти на китайский рынок самостоятельно и добиться успеха (в топ самых кассовых проектов входят три игры от Playrix).

По данным App Annie, топ скачиваний игр для iOS по состоянию на июнь 2019 года выглядит следующим образом:

Топ-гроссинг для Android за март 2019-го, по данным Statista:

На сегодняшний день самая крупная в мире игровая компания по выручке — это китайская Tencent.

В Китае примерно 250 издателей мобильных игр, из которых 50 можно считать крупными.

Ниже приведен список 10 самых крупных издателей и разработчиков мобильных игр для китайского рынка по выручке (по данным App Annie):

  1. Tencent
  2. NetEase
  3. Baidu
  4. OneSmile
  5. Alibaba Group
  6. Youzu
  7. Happy Elements
  8. bilibili
  9. 37 games
  10. IGG

ЛОКАЛИЗАЦИЯ НА КИТАЙСКИЙ ЯЗЫК

Китайский язык — язык или языковая ветвь сино-тибетской языковой семьи, состоящая из разновидностей, которые являются взаимно понятными в различной степени. Китайский язык является наиболее распространенным современным языком с общим числом говорящих более 1,3 млрд человек (982 млн носителей, по данным за 2016 год). Сегодня существует два вида письма: упрощенное и традиционное.

При локализации текста мобильных приложений используют упрощенное письмо для материкового Китая и Сингапура и традиционное для Гонконга и Тайваня. При этом следует учитывать лексические отличия — в частности, для этих стран и зон могут использоваться разные игровые термины.

При озвучивании следует учитывать, что в китайском языке выделяют 10 диалектных групп: северная супергруппа (北 бэй), группы цзинь, хой, у (吴), сян (湘), гань (赣), хакка (客家), юэ (粤), пинхуа и супергруппа минь (闽). Для стран, перечисленных в нашем отчете, можно ориентироваться на северную супергруппу (поскольку она самая многочисленная — свыше 800 млн говорящих) для Китая, Юэ для Гонконга (и для Макао, не вошедшего в отчет), а также на региональные особенности для Тайваня (частично признанная Китайская Республика) и Сингапура.

Ниже приведена таблица для понимания различий в китайском письме и диалектах в зависимости от местности.

Особое внимание следует обратить на не переведенный на китайский язык внутриигровой текст. По некоторым данным, в играх китайских разработчиков запрещено использование слов на английском и других языках в связи с выходом новых законов (на самом деле, это не совсем так, но, похоже, закон трактуется именно таким образом), и это может стать причиной для запрета приложения на территории Китая.

Китайский язык, как и английский, довольно компактный, в китайских словах даже меньше символов, чем в английских. Но они более сложные, поэтому шрифт должен быть крупнее. Это требует большего междустрочного интервала, чем в английской версии. В горизонтальном написании текст на китайском даже с более крупным шрифтом получается немного короче, чем на английском.

Основная проблема, связанная с китайской локализацией, — это шрифты. В китайском языке около 80 000 иероглифов. Человек со средним уровнем грамотности понимает 5000—6000 иероглифов. Но для понимания большинства текстов хватает и 2000 иероглифов. Если в игре используются растровые шрифты, это может привести к нехватке памяти. Обычно проблему решают так: сканируют переведенный текст и выводят все уникальные китайские символы на большом растровом изображении, а затем используют его в качестве ссылки на шрифт. Так память тратится только на фактически используемые символы. Но такой вариант не подходит для динамического текста (например, введенных игроком имен), потому что игрок может использовать символы, которых нет на изображении. Другой подход — использовать шрифт операционной системы, если он доступен.

Что касается особенностей локализации, то, по данным нашего исследования:

  • 27% китайских игроков перестанут играть в игры в том случае, если заметят пунктуационные или грамматические ошибки;
  • игроки готовы платить больше за качественную локализацию;
  • китайские игроки хотят предоставлять обратную связь в случае обнаружения ошибок локализации, но не знают как;
  • игроки против нецензурной лексики.

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ


Получить консультацию по выходу на рынок