fbpx

Рынок мобильных игр Ирана

Рынок мобильных игр Ирана

Общие данные

Официальное название: Исламская Республика Иран (до 1935 года — Персия)

Столица: Тегеран

Население: 83,27 млн человек

Площадь: 1,65 млн кв. км

ВВП: 415 млрд USD

Официальный язык: персидский

Игровой рынок Ирана

Иран — крупнейшая по количеству населения страна на Среднем Востоке и четвертая по размеру ВВП экономика в исламском мире. Общий объем иранского игрового рынка в 2018 году составил 602 млн USD. Из них 308,3 млн USD (57%) приходится на мобильный сектор, оставшаяся часть — на клиентские и браузерные проекты для PC. На 2019 год аналитики Statista прогнозируют рост до 570 млн USD, а к 2023 году — до 643 млн USD. Основным драйвером роста выступят мобильные игры.

Iran3ru
Infogram

Стоит отметить, что иранский рынок не обошли стороной общемировые тенденции. Скорость роста рынка снижается: если в 2019 году он вырастет на 12,1%, то к 2023 году рост замедлится до 4,3%. Серьезнее всего снизятся темпы роста мобильного сегмента — с 8,5% в 2019 году до 2,8% в 2023-м.

Из-за санкций, наложенных на страну Соединенными Штатами Америки, среднегодовые затраты на игры будут держаться вплоть до 2023 года на одном уровне — 13,1–13,2 USD в мобильном сегменте; 8,5–8,66 USD — в клиентских проектах; 4,22—4,87 USD — на браузерном рынке.

Общая тенденция — либо стагнация, либо падение выручки (такая ситуация будет наблюдаться, например, в браузерных проектах).

Согласно отчету DIREC за 2018 год, примерно 30% пользователей платит в играх.

Игры постепенно становятся популярнее в регионе. В 2019 году играют примерно 36,3% населения, а к 2023 году эта цифра вырастет до 39,7%.

Разумеется, слабая платежеспособность иранских жителей сказывается на стоимости трафика. Chartboost сообщает, что средняя стоимость привлечения игрока на iOS составляет 0,38 USD, а на Android — 0,2 USD. Самые дорогие жанры — RPG, Simulation & Real-Life apps, а также стратегии. Но здесь есть один интересный момент.

Официально App Store и Google Play в Иране запрещены. Однако это не мешает жителям пользоваться международными площадками с помощью VPN. Также популярны внутренние магазины приложений, такие как Cafe Bazaar (более 40 миллионов пользователей), Plazza, Myket и Iranapps. Последние исследования, датированные 2015 годом, сообщали о доходах этих площадок в 40 млн USD. Поэтому не до конца понятно, каким образом Chartboost считает стоимость привлечения иранских игроков.

Интересную статистику по Android предоставляет Techrasa: в 2018 году объем загрузок вырос на 98% по сравнению с 2017-м. В Cafe Bazaar вышла 151 тысяча приложений от более чем 23 тысяч команд разработчиков.

Во всех путеводителях выделяют несколько мобильных операторов, сим-карты которых можно купить, — MTCE, TCI и TKC и Irancell (MTN). Они обеспечивают лучшее покрытие и не очень дорого стоят. Покупать сим-карту стоит сразу на выходе из аэропорта, потому что в городах офисы мобильных операторов найти сложно. Пополнять баланс можно с помощью купленных в магазинах скретч-карт. Пакеты у операторов постоянно меняются, но 3 Гб Интернета обойдутся примерно в 10 USD.

Профиль игроков Ирана

23,5 миллиона иранских игроков играют на мобильных платформах, 4,4 миллиона — на PC, еще 1,3 миллиона — на консолях

Iran_ru
Infogram

Около 53% всех игроков заходят в игры на постоянной основе — активными считались пользователи, которые запускают игры как минимум раз в день. Средний возраст иранского геймера — 21 год. В этом рынок сильно отличается от общемировых показателей (35 лет у мужчин и 44 года у женщин).

Iran2ru
Infogram

По данным DIREC, активные игроки проводят в игре примерно 79 минут. Этот показатель, впрочем, учитывает как мобильные, так и AAA-проекты и браузерные игры, поэтому статистика выходит весьма размытой.

Социальный опрос показал, что в Иране 93% геймеров предпочитают проводить время за игрой в одиночку.

Также в отчете DIREC есть информация о том, что больше всего загрузок у игры Subway Surfers. До 2019 года лидировала Clash of Clans, однако эта игра была запрещена как пропагандирующая насилие и провоцирующая «межплеменные конфликты». А вот в списке наиболее прибыльных проектов первая тройка выглядит так: Mafia City, Toon Blast и Rise of Kingdoms: Lost Crusade.

Изучение внутренних иранских площадок показало, что игровой рынок в Иране своеобразный. В магазинах достаточно большое количество игр в жанре Battle Royale, а вот стратегий или RPG не так много, как в Европе или Америке. Помимо этого, во внутренних магазинах приложений вообще нет азартных игр, так как это запрещено законом.

Iran5ru
Infogram

Культурализация для жителей Ирана

Культурализация для жителей Ирана не слишком отличается от культурализации для других мусульманских стран: стоит уважать обычаи и традиции государства и религиозные особенности.

Иран — довольно удобная страна для запуска приложения, если ваша игра соответствует законодательным нормам и не содержит демонстрации высокого уровня насилия, обнаженного тела (особенно женского) и половых актов, упоминания богов, пророков, ада и рая, изображений алкогольных напитков и их употребления, а также азартных игр. В зависимости от контента игре может быть присвоен рейтинг, который определяется специальной комиссией. Хорошая новость заключается в том, что для получения рейтинговой отметки не придется дополнительно платить.

Интересно, что в Иране существует собственный календарь, основывающийся на движении звезд и ведущий отсчет от хиджры (переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину в 622 году). Календарь был придуман еще в XI веке группой астрономов во главе с Омаром Хайямом. Год начинается со дня весеннего равноденствия. Високосным в календаре считается год, при делении числового значения которого на 33 остаток составляет 1, 5, 9, 13, 17, 22, 26 или 30. В каждом 33-летнем периоде 8 високосных лет, и средняя продолжительность года составляет 365,24242 дня, что дает ошибку в 1 день за 4500 лет. Неделя начинается в субботу и заканчивается в пятницу, которая является официальным выходным днем.

Иранские разработчики мобильных игр

В Иране базируется не слишком много игровых студий. Среди них Benisi Gostar Media, Chocolate Land of Zeros and Ones, Ahura Software, ViraGostar Honar Hashtom и ряд других разработчиков и издателей. С развернутым списком можно ознакомиться на сайте Иранского фонда компьютерных и видеоигр.

Развитие иранской игровой индустрии сильно осложнено санкциями. Во многом именно из-за этого на территории страны не могут открыть офисы иностранные компании.

Впрочем, иранское правительство многое делает для популяризации игровой индустрии. Существует даже Иранская национальная федерация видеоигр, которая занимается проведением фестивалей, хакатонов и помогает молодым командам с финансированием, поиском издателя и кадрами.

Местные проекты, например GARSHASP: THE MONSTER SLAYER, очень популярны у себя в регионе, но не за рубежом.

Журналисты Polygon сообщают, что вход в местные магазины очень прост. Самый популярный магазин приложений среди жителей Ирана — Cafe Bazaar, у которого более 27 миллионов пользователей. Руководство магазина заинтересовано в росте количества предложений и охотно идет на контакт с иностранными разработчиками и издателями.

Интересно, что в стране существует Институт разработки игр, где обучают программистов, гейм-дизайнеров и художников.

Локализация на персидский язык

Государственным языком Ирана является персидский (фарси). На нем говорит 60% населения страны, около 40% жителей изъясняются на азербайджанском.

Современный разговорный язык довольно сильно отличается от литературно-книжного. Различия касаются фонетики, грамматики, синтаксиса и словообразования. Лишь в XX веке писатели начали использовать вариант языка, приближенный к разговорному.

Помимо Ирана, персидский язык распространен в Афганистане, Таджикистане и некоторых районах Пакистана.