Игровой рынок Японии

Игровой рынок Японии

Япо́ния, официальное название — Госуда́рство Япо́ния, — островное государство в Восточной Азии. Находится в Тихом океане к востоку от Японского моря, Китая, Северной и Южной Кореи, России.

Эта страна расположена на Японском архипелаге, состоящем из 6852 островов. Четыре крупнейших острова — Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку — составляют 97% от общей площади архипелага. С населением почти 126 миллионов человек Япония занимает одиннадцатое место в мире. Большой Токио, включающий в себя столицу Японии Токио и несколько близлежащих префектур, с населением более 30 миллионов человек является крупнейшей городской агломерацией в мире.

Япония занимает третье место в мире по номинальному ВВП и четвертое по ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности. Это развитая страна с очень высоким уровнем жизни (девятнадцатое место по индексу развития человеческого потенциала). Кроме того, в Японии один из самых высоких индексов ожидаемой продолжительности жизни и один из самых низких уровней младенческой смертности в мире. При этом в стране наблюдается сильный демографический сдвиг в сторону пожилого населения (29% граждан старше 65 лет) и естественная убыль населения (0,2% в год).

Население: 126 476 461 (Worldometers)

Средний возраст: 48.4 (Worldometers)

ВВП: $5 трлн (World Bank) — 2019

Официальный язык: Японский

Игровой рынок

Игровой рынок Японии зародился одним из самых первых в мире и на текущий момент является третьим по величине (после Китая и США). Обладая высоким уровнем развития технологий и являясь родиной таких брендов, как Nintendo, Sony PlayStation и Sega, Япония всегда вносила огромный вклад в развитие игровой индустрии. Игры — это не только часть экономики этой страны, но и часть ее культуры. Именно поэтому японцы традиционно уделяют играм много времени (в среднем 6,7 ч. в неделю на мобильные игры). Они готовы тратить на них большие деньги, о чем говорит высокий ARPU — $177. Но и стоимость привлечения пользователей здесь одна из самых высоких в мире.

Большое влияние на развитие индустрии оказал выпуск консолей Nintendo Switch в 2017 г., которая стала одной из самых продаваемых консолей в истории, и PlayStation 5 в 2020 г. А масштабный запуск 5G сетей в марте 2020 г. даст еще один толчок для роста игрового рынка Японии, включая облачный гейминг.

Киберспорт, несмотря на относительно небольшой размер в абсолютных значениях, за последний год показал рост в 27%. Однако благодаря правительству Японии ситуация с киберспортом в ближайшие годы, скорее всего, изменится в лучшую сторону. У министерства экономики, торговли и промышленности Японии амбициозные планы по расширению японской киберспортивной индустрии через поддержку компаний и экспертов, специализирующихся на проведении крупных турниров (esportsobserver.com, KADOKAWA Game Linkage research).

Портрет игроков

Наиболее актуальная информация по японским геймерам:

  • Японцы много играют: каждый японец проводит за мобильными играми в среднем 6,7 ч. в неделю (App Annie).
  • Женщины очень сильно вовлечены в игры: 54% игроков-женщин играют 5 и более раз в неделю, при этом среди мужчин таких игроков всего 44% (Newzoo).
  • В Японии среди мобильных игроков высокий процент платящих и тех, кто продолжает играть дольше одной недели. Поэтому обеспечена вовлеченность пользователей с хорошей платежеспособностью ($371 в год).

Возможно, при входе на японский рынок придется учитывать большую долю пожилого населения страны (29% населения старше 65 лет).

Маркетинг

Популярные жанры:

1. JRPG (JapanRGP: Dragon Quest, Final Fantasy) стоит выделить в отдельный жанр;
2. RPG;
3. Action;
4. Adventure;
5. Fighting.

Среди мобильных игр:

1. Battle Royal;
2. RPG;
3. Action;
4. Adventure;
5. Puzzle.

Разработчики

Среди японских разработчиков много компаний с мировым именем. Некоторые из них основаны еще в 1970—1980-х годах:

  • Sony Interactive Entertainment;
  • Nintendo;
  • Capcom;
  • Bandai Namco;
  • Square Enix.

Из менее масштабных игроков рынка можно отметить:

  • GungHo Online Entertainment (Puzzle&Dragons);
  • Altus (Persona 5);
  • FromSoftware (Demon’s Souls, Dark Souls, Bloodborne, Sekiro);
  • Monolith Soft (Dragon Ball Z: Attack of the Saiyans);
  • LINE Corporation (множество казуальных игр серии LINE Games);
  • Geisha Tokyo, Inc. (казуальные проекты).

Локализация

Подавляющее большинство населения этой страны говорит на японском языке. Английский язык в школах входит в обязательную программу обучения и изучается с 5 класса, однако многим выпускникам так и не удается овладеть им на том уровне, когда можно свободно разговаривать на иностранном языке.

Ученики испытывают большие трудности в изучении английского языка из-за фундаментальных отличий от японского в грамматике, синтаксисе и фонетике. Из-за этих сложностей возникает проблема эффективного использования английского языка. Другая проблема заключается в потенциальном страхе жителей этой страны: они опасаются, что проникнув в повседневную жизнь, английский язык лишит Японию самобытности.

Локализация любой игры в Японии требует большой работы. Из-за особенностей японского языка даже просто перевести игру достаточно сложно. Вот некоторые языковые и культурные нюансы, которые следует учесть при локализации игры:

  • Японский язык имеет несколько систем письма (кандзи, хирагана, катакана, ромадзи) и два компьютерных метода ввода, что уже делает его довольно сложным для изучения. Официальные варианты написания (кандзи и кана), а также вежливые формы ежегодно пересматриваются японским министерством образования.
  • Японский язык чрезвычайно регламентирован. Он имеет различные уровни вежливости в зависимости от иерархического статуса собеседников, их отношений, социального статуса и т. д. Так называемый «нейтральный» японский может звучать как очень вежливый и стерильный язык. Английский язык, напротив, имеет тенденцию к неформальности, что делает прямой перевод для японского рынка невозможным — переведенный неадаптированный текст был бы слишком резким. Императивная форма глагола в японском языке слишком сильна и может произвести неправильное впечатление.
  • Отдельно стоит отметить, что в японской культуре некоторые темы могут быть восприняты крайне негативно. Избегайте пропаганды каких-либо религий, изображений табачных изделий и наркотиков в вашей игре. Кроме того, упоминая культурные реалии и традиции, дважды проверьте, что они являются японскими, а не китайскими (эти две культуры исторически тесно связаны, а японские геймеры не терпят такого рода ошибок). В Японии подвергаются цензуре убийства, пытки, кровь и другие изображения насилия. Игрокам рекомендуется не брать на себя роль убийцы, а дети и невинные люди не должны становиться жертвами насилия.