fbpx

Рынок мобильных игр России

Рынок мобильных игр России

Общая информация

Россия (Российская Федерация, РФ) — самая большая по площади и девятая по численности населения страна. В состав России входит 85 субъектов. Протяженность государства с востока на запад составляет почти 10 000 км, а разница во времени между самым западным и самым восточным регионом равна 10 часам.

На территории России проживают представители более чем 200 этнических групп, большинство населения составляют русские (80,9%), а также татары, украинцы, башкиры, чуваши и т.д. Государственный язык — русский, однако республики в составе РФ имеют право на собственные официальные языки (при этом русский язык обязателен для использования в официальных учреждениях).

Россия занимает шестое в мире место по ВВП по ППС и двенадцатое место по номинальному ВВП, однако динамика покупательской способности жителей страны отрицательная. После распада СССР в 1991 году экономика пережила глубокий спад, связанный с резким переходом от плановой системы к рыночной. В первом десятилетии XX века благосостояние населения выровнялось и экономика стабилизировалась. Важнейшие отрасли российской экономики: добыча полезных ископаемых, обрабатывающая промышленность, торговля, транспорт и связь.

Россия — мультикультурная страна. Современная культура основывается на восстановлении традиций Российской империи. В национальных сообществах широко распространено сохранение традиций. Кроме того, велико влияние западных и восточных цивилизаций.


Рынок мобильных игр России

По данным 2016 года, более 70% жителей России пользуются смартфонами, а более 50% активно используют возможности мобильного интернета. Смартфоны находятся на втором месте среди девайсов, используемых для игр: 44% опрошенных указали, что используют свои телефоны для игр.

Всего согласно данным NewZoo в России 71,3 млн. геймеров, из которых мобильным играм отдают предпочтение 47,2 млн. Рынок все еще находится в стадии роста, поэтому количество игроков с каждым годом увеличивается и по прогнозам в 2022 году составит 51,8 млн. Это связано как с ростом количества смартфонов, так и с доступностью мобильного интернета: средняя стоимость передачи 1 Гб данный составляет около $1 (для сравнения: в Японии 1 Гб обойдется примерно в $8).

Доход компаний на рынке мобильных игр также ежегодно растет. В 2015 году динамика рынка в долларовом выражении резко снизилась из-за падения курса рубля, однако к 2016 году ситуация выправилась отчасти за счет изменения бизнес-моделей разработчика, отчасти из-за адаптации пользователей к новым условиям.

Российские игроки не очень любят платить в играх: ARPU составляет $13,59. При этом затраты на продвижение игры также невелики. По данным Chartboost, средний CPI на июнь 2018 года составляет $0,44 для Android и $1.03 для iOS.

По данным AppAnnie, Россия является лидером по количеству загрузок мобильных приложений среди стран Европы. На мировом рынке ее обгоняют Китай, США, Индия и Бразилия. При этом пользователи предпочитают не покупать приложения, отдавая предпочтение бесплатным версиям.

 

 

Профиль игроков

В России 47,2 млн. активных пользователей мобильных игр, и, по данным Statista, количество игроков будет расти. Это связано со все большей распространенностью смартфонов и мобильного интернета. Кроме того, расширяются возрастные границы сегмента: 71% детей от 3 до 10 лет играют в мобильные игры. При этом многие родители поощряют игры с развивающим контентом и даже играют в них вместе с детьми.

Рынок мобильных игр России

Ожидаемо, что наиболее платящий сегмент — игроки в возрасте от 25 до 35 лет. При этом игроки до 24 лет приносят разработчикам до 30% прибыли. Большая часть платежей совершается в первые дни после установки приложения.

На российском рынке 52% пользователей — мужчины, а 48% — женщины. При этом первые предпочитают стратегии, спортивные симуляторы и шутеры, а вторые — пазлы, стратегии и аркадные игры. Женщины чаще заходят в игры более 5 дней в неделю, однако мужчины больше платят: платить за игровой контент готовы 48% мужчин и лишь 32% женщин.

Пользователи предпочитают устройства фирмы Apple (32,03%) и Samsung (24,94%). При этом пользователей Android существенно больше, чем пользователей iOS — 65,46% против 32,03%. Самый популярный браузер у пользователей мобильных систем — Chrome (ему отдают предпочтение 48,78% пользователей).

По данным Statista, самые популярные социальные сети в России — YouTube и ВКонтакте. Стоит отметить, что в некоторых рейтингах лидируют Facebook и Instagram. Переписываться люди предпочитают с помощью Skype и WhatsApp. Среди поисковиков у пользователей мобильного интернета лидирует Google (53,18%), однако отечественный Яндекс лишь немного уступает мировому гиганту (45,03%).

Русские игроки довольно требовательны к переводам. Согласно исследованию, которое проводилось Allcorrect Games, большинство игроков предпочитают играть либо в полностью переведенные игры (внутриигровые тексты и озвучка), либо в частично переведенные (внутриигровые тексты и субтитры).

Российские разработчики мобильных игр

В топе разработчиков, зарабатывающих на российском рынке, представлены компании из самых разных стран: Израиль, Финляндия, Литва, Турция, Китай. Из российских разработчиков в первую десятку входит Playrix (головной офис компании расположен в Ирландии, однако производство сосредоточено в России). Эта компания также входит в общемировой рейтинг мобильных разработчиков, занимая в нем 32-ю строчку.

По данным AppAnnie, в десятку основных игроков российского рынка разработки мобильных игр на июль 2018 входят следующие компании:

Стоит отметить, что игровая индустрия в России развивается быстрыми темпами. Так, за 2016 год выручка разработчиков увеличилась на 54% по сравнению с 2015. При этом рост рынка онлайн-игр в целом составил всего 9%. Причина этому — стадия роста, в которой находится сегмент мобильных игр, а также доступность и распространенность девайсов.

Культурализация для жителей России

Россия — многонациональная и мультикультурная страна, поэтому найти единый культурный код, который будет одинаково понятен всем жителям, достаточно сложно. Тем не менее при адаптации игры для России стоит учитывать ряд особенностей.

  • Несмотря на то, что жители России порой критически оценивают положение страны на международной арене и действия правительства, критика со стороны воспринимается болезненно. Это явление еще в начале XIX века описывал А.С. Пушкин: «Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног — но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство».
  • Россияне трепетно относятся к родному языку и предпочитают играть в переведенные игры. При этом русский язык довольно сложен, и многие слова имеют несколько значений. К примеру, невинный голубой цвет или домашняя птица петух будут ассоциироваться с людьми нетрадиционной ориентации.

Официальными национальными символами России считаются гимн, герб (двуглавый орел) и флаг (бело-сине-красный триколор). Говоря о России, нередко вспоминают другое трио: водка, матрешка, балалайка. Однако эти символы скорее популярны среди туристов, нежели среди жителей страны. На самом деле никто не ездит по улицам верхом на медведях, дети на уроках труда не собирают ядерные бомбы, и вряд ли вы найдете работников КГБ в каждой семье — организация прекратила свое существование в 1991 году.

В последние годы законодательство РФ ужесточило требования к распространяемому публично контенту. Что может попасть под запрет?

  • Изображение однополых отношений (официально запрещена лишь их пропаганда, однако к ней может быть отнесено практически любое проявление гомосексуализма) ФЗ №436.
  • Оскорбление чувство верующих. Сложность заключается в том, что четкого определения действий, которые можно отнести к оскорблению, в законе нет, поэтому острые религиозные моменты рекомендуется обходить стороной ФЗ №136.
  • Описание способов самоубийств, а также призывы к совершению суицида Приказ Роскомнадзора №639.
  • Ограничено использование нацисткой символики ФЗ №195.
  • Если ваша игра предназначена для детей, стоит отказаться от любых изображений алкогольных напитков или аксессуаров для курения ФЗ №436.
  • На территории РФ запрещен игорный бизнес (за исключением четырех специально организованных зон) ФЗ №224.
  • При упоминании ИГИЛ (запрещенная на территории РФ террористическая организация) обязательно упоминание того факта, что организация запрещена на территории РФ.

Несмотря на то, что СССР распался более 25 лет назад, в России все еще живо советское наследие. Люди трепетно относятся к таким событиям, как победа в Великой Отечественной войне или полет Юрия Гагарины в космос. Отношение к советской власти при этом неоднозначно: кто-то вспоминает ее с ностальгией, а кто-то считает этот период истории худшим для России.

В 2016 году был создан Экспертный совет игровой индустрии. Основное направление его деятельности — поддержка молодых российских разработчиков, однако в числе основных целей значится развитие международных связей. Члены совета консультируют разработчиков и проводят отраслевые исследования.

В целом культура России стремится к западной: люди стараются быть в курсе современных технологий, слушают западную музыку и смотрят голливудские фильмы, следят за западной модой. При этом многие либеральные ценности вызывают отторжение у русских людей. Увлечение Востоком в основном заключается в потреблении произведений культуры (музыка, книги, фильмы, игры, аниме) и использовании разработанных на Востоке технологий.

Локализация на русский язык

Русский язык — шестой в мире по распространенности. На нем говорят около 260 миллионов человек. Помимо России, он распространен в странах СНГ (в Белоруссии, Казахстане и Киргизии является вторым государственным языком), а также в Восточной Европе. Является одним из шести рабочих языков ООН и ЮНЕСКО.

В различных регионах России диалекты могут незначительно различаться, однако все без труда понимают друг друга: основные отличия состоят в произношении звуков. Жители севера России выделяют главную [о] в безударных словах, речь южных народов отличается фрикативными звуками [γ] и [х].

Основу русского языка составляет исконно-русская лексика. Среди заимствованных слов многие имеют греческое, тюркское, а позднее голландское, французское, немецкое, английское происхождение. Отличительная особенность русского языка — подвижное ударение. Основу русской письменности составляет кириллица.

При локализации на русский язык важно учесть, что средняя длина слова в русском составляет 7,2 символа, в то время как в английском — 5,2 символа, а при переводе с китайского один иероглиф может превратиться сразу в несколько слов. Это стоит учитывать при разработке элементов интерфейса.

Полезные ссылки


Получить консультацию по выходу на рынок