fbpx

Рынок мобильных игр Вьетнама

Рынок мобильных игр Вьетнама

Общие данные

Вьетнам — одна из древнейших стран мира, которая берет свое начало от нескольких государств древних вьетов, проживавших на территории нынешнего Вьетнама в I тысячелетии до нашей эры. Располагается на восточной части Индокитайского полуострова и граничит с Китаем, Камбоджей и Лаосом.  Большую часть территории занимают горные массивы, а низменности главным образом сосредоточены около рек и у побережья.

Сегодня Вьетнам обладает большой туристической популярностью — и вполне заслуженно. Здесь можно найти древние храмы, например, Хюэ — столицу последних императоров династии Нгуен. Перечислять достопримечательности нет смысла, да и времени на это уйдет слишком много. Достаточно знать, что во Вьетнам едут за культурой, прекрасными пляжами и потрясающей, нетипичной для европейца природой.

Основные статьи экспорта экономики страны: текстиль (24,5 млрд USD), производство мобильных телефонов и комплектующих (24,1 млрд USD), компьютеры и электроника (11,6 млрд USD). Во Вьетнам активно инвестируют другие азиатские страны: Япония, Южная Корея и Малайзия. В основном они занимаются строительством заводов для производства своей продукции.Официальный язык Вьетнама — вьетнамский, однако в стране проживает огромное количество народностей, которые говорят на китайском, мон-кхмерских, тибето-бирманских, тай-кадайских и других языках.

Благодаря прямым иностранным инвестициям было создано более 3 миллионов рабочих мест. А доля иностранных компаний во вьетнамском экспорте составила 70% от всего объема — это более 115 млрд USD.

Рынок мобильных игр Вьетнама

Общий объем вьетнамского рынка в 2018 году составил 75 млн USD. Большую долю, как и везде, составляют мобильные игры — на них приходится 45,5 млн USD (60%). Второй по значимости доход генерируют загружаемые игры — 24,8 млн USD. Меньше всего зарабатывают браузерные игры — 4,5 млн USD.

При этом у вьетнамского игрового рынка большие перспективы в относительных показателях. Аналитики Statista прогнозируют рост в 2023 году до 147 млн USD, что в два раза больше показателя 2018 года. Впрочем, по абсолютным значениям вьетнамский рынок все равно остается довольно небольшим.

Любопытно, что у App Annie информация очень сильно отличается от данных Statista. Во-первых, App Annie отмечают, что вьетнамский рынок занимает 6 место в мире по количеству скачиваний. За 2018 год жители страны совершили 1,4 миллиарда загрузок (больше только у Индии, США, Бразилии, Китая и Индонезии). Во-вторых, они оценивают мобильный рынок Вьетнама в 365 млн USD за 2018 год — это почти в 5 раз больше. К слову, данные App Annie подтверждают исследования Newzoo за 2017 год, там схожие цифры.

Объяснить такой разрыв в данных можно только методологией расчета и разными источниками информации.

Темпы роста, как и во всем мире, будут замедляться. Если в 2019 году по отношению к 2018 рост мобильного сектора составит 36,3%, то в 2023 году он будет всего 7,6%. Эти цифры по-прежнему больше темпов роста во всем остальном мире, поэтому можно заключить, что вьетнамский рынок все еще молодой.

Интересный момент: аналитики предсказывают, что к 2023 году браузерные игры будут показывать лучшую динамику роста. Это единственный сегмент, который через 4 года продолжит расти более чем на 10%. У мобильных игр рост составит 7,6%, а у клиентских многопользовательских проектов в два раза меньше — 3,5%.

Вьетнам — одна из немногих стран, где в ближайшие несколько лет ARPU в мобильных играх будет значительно расти. В 2018 году этот показатель составлял 12,72 USD, в 2019 составит 15,28 USD, а к 2023 году подтянется аж до 18 USD. Да, по сравнению с ведущими рынками США и Японии цифры небольшие, но рост — более чем на 40%. Именно по таким показателям проверяется экономический рост страны и платежеспособность населения.

Запустить игру во Вьетнаме без местного издателя невозможно, так как для выпуска проекта в магазины необходимо получить лицензию от Министерства информации и коммуникаций. Разумеется, с такими компаниями придется делиться частью прибыли, а Supercell не так давно и вовсе ушли с местного рынка, не сумев договориться с властями.

«Издаваемые на вьетнамском рынке игры должны быть лицензированы. Мы не допускаем международные игры, в которых есть игроки и которые зарабатывают во Вьетнаме без разрешения властей», — вот что сказало Министерство информации и коммуникаций Вьетнама.

На проверку игры во Вьетнаме уходит 20 дней. Если в ней есть запрещенный контент — гемблинг, ненормативная лексика, насилие или искажение истории страны — проект могут либо отправить на переработку, либо запретить вообще.

Совершить внутриигровую покупку в стране — это тоже та еще задачка. До мая 2018 года пользователь мог приобрести карты основных мобильных операторов (Vinaphone, MobiFone, Viettel) для пополнения баланса телефона на определенную сумму, позволяющую либо отправлять сообщения, либо совершать покупки. После мая 2018 года власти начали строго следить за оборотом таких карт, в результате чего прибыль рынка упала на 60–70%.

Это все, разумеется, сказывается на стоимости привлечения пользователей. По данным Chartboost, они во Вьетнаме очень дешевые: в среднем 0,07 USD на Android и 0,16 USD на iOS. Самый дорогой жанр — казино, здесь за игрока придется отдать около 30–40 центов.

Социальные казино в стране пользуются огромной популярностью. Но вот авторов самого прибыльного (заработали 450 млн USD) проекта — Rikvip — отправили под суд после ликвидации правительством.

Профиль игроков мобильных игр во Вьетнаме

К концу 2019 года во Вьетнаме, по данным Statista, будет около 5,2 миллионов игроков. А к 2023 году это число вырастет до 7,4 миллионов. То есть проникновение видеоигр в стране на данный момент составляет 5,3% (в 2023 году будет 7,3%). Это статистический парадокс, учитывая, что регион генерирует относительно небольшое количество загрузок. Даже принимая во внимание тот факт, что соответствующее исследование от App Annie по загрузкам считает не только игры, цифра получается очень и очень внушительная.

Последние исследования портрета вьетнамского игрока датируются 2017 годом — этим занималась компания Newzoo. На тот момент большая часть игроков была мужчинами (57%), на долю женщин приходилось, соответственно, 43%.

Самая большая доля игроков — в возрасте от 21 до 35 лет (30% мужчин и 23% женщин). Следующая по численности категория — от 10 до 20 лет (16% мужчин и 11% женщин). Меньше всего играют люди зрелого возраста — от 36 до 50 лет (10% мужчин и 9% женщин). В исследовании учитывались люди, которые играют чаще одного раза в месяц.

59% игроков активно смотрят трансляции по любимым проектам: League of Legends, Võ Lâm Truyền Kỳ Mobile, PUBG, Overwatch. А 45% всех пользователей играют сразу на нескольких платформах. Интересный факт: на Reddit один из пользователей пишет, что большинство вьетнамцев играют в мобильные игры на компьютерах.

На вьетнамском рынке в App Store наибольшей популярностью пользуются 3 жанра игр: MOBA, Battle Royale и гиперказуальные проекты. По данным Sensor Tower, именно они занимают 8 из топ-10 мест в категории самых прибыльных на iOS. В Google Play, как подсказывает SimilarWeb, ситуация другая: среди самых популярных игр вообще нет ни одного гиперказуального проекта, зато есть RPG и стратегии.

Интересно, что во Вьетнаме, согласно данным вице-президента издательства Appota, очень популярны онлайн-казино (несмотря на серьезную регуляцию со стороны властей). Но и на iOS, и на Android самое высокое место у игр про казино — 13. Вполне возможно, что речь идет о сером рынке и казино, в которые можно зайти через PC.Если внимательно присмотреться к проектам, то видно большое влияние китайских трендов на регион. Во Вьетнаме популярны в основном те же игры, что и в Китае.

Самая популярная операционная система во Вьетнаме — Android, и ее преимущество перед iOS существенно. Гаджетами от Apple пользуется 36,66% населения, на долю Android приходится 59,35%. Любопытно, что смартфоны на Windows все еще составляют 2,27% рынка.

В войне вендоров выигрывает, что логично вытекает из предыдущего абзаца, Apple — 36,66% рынка. Второе место занимает Samsung — 27,16%. Далее располагаются Oppo (8,15%), неизвестные производители (аж 5,15%), Nokia (3,21%), Xiaomi (3,1%) и Sony (3,03%). У всех остальных компаний меньше 3%.

Во Вьетнаме почти все (94,27%) пользуются Google, однако в стране есть местная поисковая система — Cốc Cốc. Ей принадлежит целых 3,68% рынка, что в условиях конкуренции с таким гигантом, как Google, — достижение.

Две самые популярные социальные сети Вьетнама — это Facebook (62,94%) и YouTube (21,19%). Значительные доли рынка у Pinterest (5,27%) и Twitter (5,11%). У всех остальных компаний меньше 2% от общего количества пользователей. Об этом сообщает StatCounter.

Культурализация для жителей Вьетнама

Культура Вьетнама формировалась под серьезным влиянием Китая, а потому все вьетнамцы воспитывались на тех же историях об Эпохе Троецарствия, кунг-фу и романах Джина Йонга, что и китайцы. Именно поэтому китайские MMORPG, основанные на местном фольклоре, очень популярны в регионе.

Вьетнамцы очень любят хорошую графику и качественный интерфейс. Перед запуском игры следует обратить на это внимание. Понятное дело, что подтянуть графику вряд ли удастся, а вот уделить время интерфейсу стоит — аудитория высоко это оценит и будет благодарна.

Язык — обязательное условие для запуска. Небольшое количество вьетнамцев понимают английский язык — страна занимает 34 место из 80 в индексе владения английским языком (кстати, это выше России). Поэтому для успеха проекта в регионе локализация обязательна.

А вот насчет крови и трупов: на момент написания статьи Вьетнам не перенял китайскую практику, запрещающую их демонстрацию. Но лучше все же убрать их (или причесать) во время адаптации игры к азиатским рынкам. Иначе есть вероятность (гипотетическая), что вашу игру заблокируют. В любом случае запуститься в стране без местного партнера не получится, а они вам обязательно подскажут, из-за чего государство может развернуть проект.

И еще один момент: во Вьетнаме очень популярны социальные сети. Поэтому всерьез подумайте над страничкой игры в onClan. Это социальная сеть для игроков, в которой они спрашивают совета, делятся своими достижениями и находят компанию.

Вьетнамские разработчики мобильных игр

Именно из Вьетнама пришла игра Flappy Bird. Ее разработкой занимался Донг Нгуен, художник и программист собственной студии dotGears. Точно известно, что на пике популярности игра зарабатывала более 50 000 USD только за внутриигровую рекламу.

Из отчета Нгуена Мина Куанга (вице-президента Appota) известно, что Вьетнамские разработчики прекрасно себя чувствуют, запуская проекты на зарубежных рынках. Нгуен сообщает, что на территории страны работают тысячи команд, большинство из которых занимается разработкой казуальных и гиперказуальных проектов (видимо, вдохновившись примером Flappy Bird). Вот самые известные из них:

  • Divmob;
  • Onesoft;
  • Amanotes;
  • TeaMobi;
  • Athena;

Все в том же отчете утверждается, что местные разработчики суммарно зарабатывают порядка 200 млн USD в год.

Называя игровые компании, нельзя не упомянуть издателей, без которых выход на вьетнамский рынок невозможен. При выборе издателя следует исходить из жанра игры (лучше работать с профильными издателями), условий и, если это возможно, личных знакомств. Для знакомства отлично подходит, например, China Joy’19 — на конференцию приезжает много вьетнамских издателей.

  • VNG (широкопрофильный издатель; выпускали PUBG, CrossFire и Bang Bang);
  • Garena (хардкорные проекты);
  • Gamota (MMORPG);
  • Funtap (мидкорные MMORPG);
  • SohaGame (SLG, MMORPG, казуальные проекты и коллекционные карточные игры);
  • VTC (казуальные проекты и шутеры, в 2019 году начали работать в направлении MMORPG).

Стоит отметить: несмотря на благоприятную для разработчиков атмосферу, филиалов крупных игровых студий во Вьетнаме практически нет. Из заметных компаний можно назвать Koei Tecmo, Gameloft, DeNA и Nexon (под именем gloops Vietnam).

Локализация на вьетнамский язык

Вьетнамский язык — официальный язык государства. На нем общаются, учатся, ведут переговоры, заключают сделки. Помимо Вьетнама, распространен в Камбодже, Лаосе, Таиланде, Малайзии, Австралии, Франции, Германии, США, Канаде и других странах. Общее количество говорящих на вьетнамском языке превышает 68 миллионов человек.

Традиционная вьетнамская письменность — «тьы-ном» (народное письмо) — иероглифическая, однако с начала XX века используется основанный на латинском алфавите «тьы куокнгы» (национальное письмо).

Вьетнамский язык подвергся интенсивной китаизации, и сегодня около 60% лексики составляют заимствованные у соседей слова. Помимо китайского, большое влияние на вьетнамский оказал французский язык.

Большинство вьетнамских слов короткие, состоят из 3–4 букв. Из-за этого европейцам трудно воспринимать певучий язык. Однако в краткости лексем есть «секрет»: например, название государства пишется как Việt Nam.

Во вьетнамском языке шесть тонов: ровный, нисходящий, восходящий, прерывистый, вопросительный и тяжелый. То есть каждый гласный звук может быть произнесен шестью способами, а одно и то же слово может иметь шесть значений в зависимости от интонации.

Еще одной интересной особенностью языка является отсутствие понятия грамматического рода. Это удобно при переводе с английского языка, а также избавляет от необходимости придумывать обезличенные конструкции или прописывать теги пола.

Помимо вьетнамского, в государстве говорят на диалектах китайского, мон-кхмерского и других языков малых народностей.


Получить консультацию по выходу на рынок