Игровой рынок России

Игровой рынок России

Российский игровой рынок по-прежнему остаётся ориентированным на ПК в качестве основной платформы. Кроме 2017 года, когда престол ненадолго узурпировал мобильный рынок, ПК игры царят на российском рынке по имеющимся у нас данным с 2006 года.

Итак, по данным Newzoo российский игровой рынок в 2019 году достиг отметки в 2 миллиарда долларов США (Superdata прогнозировала 2,7 млрд долларов). Рынок мобильных игр в России по данным Newzoo либо остаётся стабильным, либо падает. Возможно это связано с тем, что в России не растут продажи смартфонов – все, кто хотел купить себе «умный телефон» и мог себе его позволить, уже сделали это. В сегменте ПК игр по-прежнему большую часть денег приносят условно-бесплатные проекты с World of Tanks во главе.

В этом году мы не только подготовили анализ рынка за 2019 год, но и сделали прогноз на 2020. По имеющимся у нас данным, кризисы довольно серьезно влияли на российский рынок игр из-за падения курса рубля по отношению к доллару. Как правило, объём российского рынка игр возвращался на год назад с небольшой компенсацией. В 2009 году был бум социальных игр, в 2013 вырос сегмент мобильных игр, и два этих фактора роста рынка отчасти компенсировали падение курса национальной валюты.

Есть ли факторы роста российского рынка игр в 2020 году?

Всегда есть вероятность успешного выхода новых популярных тайтлов, но главная надежда рынка — бум гиперказуальных игр в сегменте мобильных. Учитывая небольшой средний чек игроков, рекламную модель монетизации гиперказуальных проектов и ожидаемое падение доходов россиян, вряд ли мобильные игры выступят драйверами роста российского рынкаи в 2020 году. Кроме того, аналитики не видят роста загрузок гиперказуальных проектов в России, в отличие от Германии и других рынков.

Учитывая все факторы, мы предполагаем, что в 2020 российский рынок игр составит около 1,6 млрд долларов США.

ПРОФИЛЬ ИГРОКОВ

Мнение аналитических компаний Newzoo и Superdata разнятся не только в оценке размера рынка игр России, но в описании привычек игроков. Newzoo утверждает, что из 66 миллионов геймеров 60% игроков — мужчины, а 40% — женщины. Superdata — 52% и 48% соответственно. Медианный возраст российского игрока – 36 лет (Newzoo), а средний – 37 лет. По мнению Yandex.Money и Newzoo, 45% игроков платят за игры с помощью карт. Superdata утверждает, что 26% игроков платят как через привычные для США и Европы PayPal, так и с помощью местных систем Yandex.Money, WebMoney, QiwiWallet и наличными через специализированные терминалы и киоски. При этом в процентном соотношении российские игроки тратят на игры по отношению к тратам на культуру и развлечения столько же, сколько в странах Европы.

Российские игроки, по утверждению Superdata, больше играют в ограниченные по длительности игровые события, пытаясь заработать специальные награды. А также предпочитают покупать дешевые наборы премиум валюты или внутриигрового контента.

Русские игроки довольно требовательны к переводам. Согласно исследованию, которое проводилось Allcorrect, большинство игроков предпочитают играть либо в полностью переведенные игры (внутриигровые тексты и озвучка), либо в частично переведенные (внутриигровые тексты и субтитры).

РОССИЙСКИЕ РАЗРАБОТЧИКИ МОБИЛЬНЫХ ИГР

В топе разработчиков, зарабатывающих на российском рынке, представлены компании из самых разных стран: Китай, Израиль, Финляндия, Литва, Турция. Из российских разработчиков в первую десятку входит Playrix (головной офис компании расположен в Ирландии, однако производство сосредоточено в России).

Разработчики:

  • Playrix
  • My.com
  • Innova
  • Nexters
  • Pixonic
  • Mytona
  • Kefir!
  • 101XP
  • GameInsight

КУЛЬТУРАЛИЗАЦИЯ ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ РОССИИ

Россия — многонациональная и мультикультурная страна, поэтому найти единый культурный код, который будет одинаково понятен всем жителям, достаточно сложно. Тем не менее при адаптации игры для России стоит учитывать ряд особенностей.

  • Несмотря на то, что жители России порой критически оценивают положение страны на международной арене и действия правительства, критика со стороны воспринимается болезненно. Это явление еще в начале XIX века описывал А.С. Пушкин: «Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног — но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство».
  • Россияне трепетно относятся к родному языку и предпочитают играть в переведенные игры. При этом русский язык довольно сложен, и многие слова имеют несколько значений. К примеру, невинный голубой цвет или домашняя птица петух будут ассоциироваться с людьми нетрадиционной ориентации.

Официальными национальными символами России считаются гимн, герб (двуглавый орел) и флаг (бело-сине-красный триколор). Говоря о России, нередко вспоминают другое трио: водка, матрешка, балалайка. Однако эти символы скорее популярны среди туристов, нежели среди жителей страны. На самом деле никто не ездит по улицам верхом на медведях, дети на уроках труда не собирают ядерные бомбы, и вряд ли вы найдете работников КГБ в каждой семье — организация прекратила свое существование в 1991 году.

В последние годы законодательство РФ ужесточило требования к распространяемому публично контенту. Что может попасть под запрет?

  • Изображение однополых отношений (официально запрещена лишь их пропаганда, однако к ней может быть отнесено практически любое проявление гомосексуализма) ФЗ №436.
  • Оскорбление чувство верующих. Сложность заключается в том, что четкого определения действий, которые можно отнести к оскорблению, в законе нет, поэтому острые религиозные моменты рекомендуется обходить стороной ФЗ №136 .
  • Описание способов самоубийств, а также призывы к совершению суицида Приказ Роскомнадзора №639.
  • Ограничено использование нацисткой символики ФЗ №195.
  • Если ваша игра предназначена для детей, стоит отказаться от любых изображений алкогольных напитков или аксессуаров для курения ФЗ №436.
  • На территории РФ запрещен игорный бизнес (за исключением четырех специально организованных зон) ФЗ №224.
  • При упоминании ИГИЛ (запрещенная на территории РФ террористическая организация) обязательно упоминание того факта, что организация запрещена на территории РФ.

Несмотря на то, что СССР распался более 25 лет назад, в России все еще живо советское наследие. Люди трепетно относятся к таким событиям, как победа в Великой Отечественной войне или полет Юрия Гагарина в космос. Отношение к советской власти при этом неоднозначно: кто-то вспоминает ее с ностальгией, а кто-то считает этот период истории худшим для России.

В 2016 году был создан Экспертный совет игровой индустрии. Основное направление его деятельности — поддержка молодых российских разработчиков, однако в числе основных целей значится развитие международных связей. Члены совета консультируют разработчиков и проводят отраслевые исследования.

В целом культура России стремится к западной: люди стараются быть в курсе современных технологий, слушают западную музыку и смотрят голливудские фильмы, следят за западной модой. При этом многие либеральные ценности вызывают отторжение у русских людей. Увлечение Востоком в основном заключается в потреблении произведений культуры (музыка, книги, фильмы, игры, аниме) и использовании разработанных на Востоке технологий.

ЛОКАЛИЗАЦИЯ НА РУССКИЙ ЯЗЫК

Русский язык — шестой в мире по распространенности. На нем говорят около 260 миллионов человек. Помимо России, он распространен в странах СНГ (в Белоруссии, Казахстане и Киргизии является вторым государственным языком), а также в Восточной Европе. Является одним из шести рабочих языков ООН и ЮНЕСКО.

В различных регионах России диалекты могут незначительно различаться, однако все без труда понимают друг друга: основные отличия состоят в произношении звуков. Жители севера России выделяют главную [о] в безударных словах, речь южных народов отличается фрикативными звуками [γ] и [х].

Основу русского языка составляет исконно-русская лексика. Среди заимствованных слов многие имеют греческое, тюркское, а позднее голландское, французское, немецкое, английское происхождение. Отличительная особенность русского языка — подвижное ударение. Основу русской письменности составляет кириллица.

При локализации на русский язык важно учесть, что средняя длина слова в русском составляет 7,2 символа, в то время как в английском — 5,2 символа, а при переводе с китайского один иероглиф может превратиться сразу в несколько слов. Это стоит учитывать при разработке элементов интерфейса.