Российский игровой рынок по-прежнему остаётся ориентированным на ПК в качестве основной платформы. Кроме 2017 года, когда престол ненадолго узурпировал мобильный рынок, ПК игры царят на российском рынке по имеющимся у нас данным с 2006 года.
Итак, по данным Newzoo российский игровой рынок в 2019 году достиг отметки в 2 миллиарда долларов США (Superdata прогнозировала 2,7 млрд долларов). Рынок мобильных игр в России по данным Newzoo либо остаётся стабильным, либо падает. Возможно это связано с тем, что в России не растут продажи смартфонов – все, кто хотел купить себе «умный телефон» и мог себе его позволить, уже сделали это. В сегменте ПК игр по-прежнему большую часть денег приносят условно-бесплатные проекты с World of Tanks во главе.
В этом году мы не только подготовили анализ рынка за 2019 год, но и сделали прогноз на 2020. По имеющимся у нас данным, кризисы довольно серьезно влияли на российский рынок игр из-за падения курса рубля по отношению к доллару. Как правило, объём российского рынка игр возвращался на год назад с небольшой компенсацией. В 2009 году был бум социальных игр, в 2013 вырос сегмент мобильных игр, и два этих фактора роста рынка отчасти компенсировали падение курса национальной валюты.
Есть ли факторы роста российского рынка игр в 2020 году?
Всегда есть вероятность успешного выхода новых популярных тайтлов, но главная надежда рынка — бум гиперказуальных игр в сегменте мобильных. Учитывая небольшой средний чек игроков, рекламную модель монетизации гиперказуальных проектов и ожидаемое падение доходов россиян, вряд ли мобильные игры выступят драйверами роста российского рынкаи в 2020 году. Кроме того, аналитики не видят роста загрузок гиперказуальных проектов в России, в отличие от Германии и других рынков.
Учитывая все факторы, мы предполагаем, что в 2020 российский рынок игр составит около 1,6 млрд долларов США.
ПРОФИЛЬ ИГРОКОВ
Мнение аналитических компаний Newzoo и Superdata разнятся не только в оценке размера рынка игр России, но в описании привычек игроков. Newzoo утверждает, что из 66 миллионов геймеров 60% игроков — мужчины, а 40% — женщины. Superdata — 52% и 48% соответственно. Медианный возраст российского игрока – 36 лет (Newzoo), а средний – 37 лет. По мнению Yandex.Money и Newzoo, 45% игроков платят за игры с помощью карт. Superdata утверждает, что 26% игроков платят как через привычные для США и Европы PayPal, так и с помощью местных систем Yandex.Money, WebMoney, QiwiWallet и наличными через специализированные терминалы и киоски. При этом в процентном соотношении российские игроки тратят на игры по отношению к тратам на культуру и развлечения столько же, сколько в странах Европы.
Российские игроки, по утверждению Superdata, больше играют в ограниченные по длительности игровые события, пытаясь заработать специальные награды. А также предпочитают покупать дешевые наборы премиум валюты или внутриигрового контента.
Русские игроки довольно требовательны к переводам. Согласно исследованию, которое проводилось Allcorrect, большинство игроков предпочитают играть либо в полностью переведенные игры (внутриигровые тексты и озвучка), либо в частично переведенные (внутриигровые тексты и субтитры).
РОССИЙСКИЕ РАЗРАБОТЧИКИ МОБИЛЬНЫХ ИГР
В топе разработчиков, зарабатывающих на российском рынке, представлены компании из самых разных стран: Китай, Израиль, Финляндия, Литва, Турция. Из российских разработчиков в первую десятку входит Playrix (головной офис компании расположен в Ирландии, однако производство сосредоточено в России).
Разработчики:
Россия — многонациональная и мультикультурная страна, поэтому найти единый культурный код, который будет одинаково понятен всем жителям, достаточно сложно. Тем не менее при адаптации игры для России стоит учитывать ряд особенностей.
Официальными национальными символами России считаются гимн, герб (двуглавый орел) и флаг (бело-сине-красный триколор). Говоря о России, нередко вспоминают другое трио: водка, матрешка, балалайка. Однако эти символы скорее популярны среди туристов, нежели среди жителей страны. На самом деле никто не ездит по улицам верхом на медведях, дети на уроках труда не собирают ядерные бомбы, и вряд ли вы найдете работников КГБ в каждой семье — организация прекратила свое существование в 1991 году.
В последние годы законодательство РФ ужесточило требования к распространяемому публично контенту. Что может попасть под запрет?
Несмотря на то, что СССР распался более 25 лет назад, в России все еще живо советское наследие. Люди трепетно относятся к таким событиям, как победа в Великой Отечественной войне или полет Юрия Гагарина в космос. Отношение к советской власти при этом неоднозначно: кто-то вспоминает ее с ностальгией, а кто-то считает этот период истории худшим для России.
В 2016 году был создан Экспертный совет игровой индустрии. Основное направление его деятельности — поддержка молодых российских разработчиков, однако в числе основных целей значится развитие международных связей. Члены совета консультируют разработчиков и проводят отраслевые исследования.
В целом культура России стремится к западной: люди стараются быть в курсе современных технологий, слушают западную музыку и смотрят голливудские фильмы, следят за западной модой. При этом многие либеральные ценности вызывают отторжение у русских людей. Увлечение Востоком в основном заключается в потреблении произведений культуры (музыка, книги, фильмы, игры, аниме) и использовании разработанных на Востоке технологий.
Русский язык — шестой в мире по распространенности. На нем говорят около 260 миллионов человек. Помимо России, он распространен в странах СНГ (в Белоруссии, Казахстане и Киргизии является вторым государственным языком), а также в Восточной Европе. Является одним из шести рабочих языков ООН и ЮНЕСКО.
В различных регионах России диалекты могут незначительно различаться, однако все без труда понимают друг друга: основные отличия состоят в произношении звуков. Жители севера России выделяют главную [о] в безударных словах, речь южных народов отличается фрикативными звуками [γ] и [х].
Основу русского языка составляет исконно-русская лексика. Среди заимствованных слов многие имеют греческое, тюркское, а позднее голландское, французское, немецкое, английское происхождение. Отличительная особенность русского языка — подвижное ударение. Основу русской письменности составляет кириллица.
При локализации на русский язык важно учесть, что средняя длина слова в русском составляет 7,2 символа, в то время как в английском — 5,2 символа, а при переводе с китайского один иероглиф может превратиться сразу в несколько слов. Это стоит учитывать при разработке элементов интерфейса.